Культура как основа гармонизации противоречий между человеком и природой


Своим практическим отношением к миру человек утверждает формы своего собственного бытия в нем, создает свой особый мир, отличный от мира природы, опредметнюе его, создает культуру. Культура в этом измерении предстает как реальное обобщение очеловечивания природы человеческой деятельностью, человек - как носитель деятельности (и природное существо), как субъект культуры. Те же формы труда, осмысленные с точки зрения этапов развития человека, являются своеобразными формами культуры. Таким образом, первое и исходное определение культуры состоит в понимании ее как всего того, что создано человеком, в отличие всего того, что создано природой. Этим понятием, так сказать, проводится своеобразная разделительная линия между природным миром и миром социальным, созданным человеком в результате труда.
Социальное, как такое, что представляет особую, человеческую форму движения материи, и культура, как все сверхъестественное, созданное человеком, в отличие от "природы" по объему обозначают одну и ту же сферу явлений. Как отмечают в этой связи В. Шинкарук и О. Яценко, культура, конечно же, является социальным явлением, а социальное по своей специфике, в отличие от природного бытия, является культурой.
Последнее не только не исключает "природу" из "культуры", не "выгоняет" ее из истории, а, наоборот, подчеркивает их глубокий внутренний взаимосвязь, которая существует в пределах обозначенной единства. Культура не только отличается от природы, но и органично связана с ней, так или иначе включает ее в себя. Основой их взаимодействия является ни что иное, как человеческая деятельность, труд. И это понятно. Человек преобразует природу, создает предметы (по законам природы) не ради самих предметов, а ради человека. Поэтому предмет является предметным человеческим отношением к человеку и, одновременно, к себе самой, и наоборот. Человек осуществляет свою деятельность адекватно закономерностям самого предмета, в силу чего предмет спонтанно раскрывает свои внутренние связи, свойства, зависимости. "Превращать" природу, воплощать в ней свои цели человек может и долж ¬ на по законам самой природы и с ее помощью. В этом суть целенаправленного освоения природы, ее социализации, очеловечивания. Именно поэтому культура и предстает как реализация в природе человеческих целей по законам самой природы. Она - сфера освоения, очеловечивания природы человеческим трудом в интересах развития самого человека.
Глубинный смысл философского понимания культуры в том и состоит, что это понятие фиксирует человеческое отношение к природе, уровень общечеловеческой значимости вещи (предмета), ее способности будто излучать из себя человеческий смысл, прислуживать человеку как ее собственное отражение. Культура является воплощением человеческого отношения к природе, воплощением человечности - универсальности этому отношение. И мера этой человечности (универсальности), проявленная по отношению к природе, является мерой культуры, ее имманентным критерием, мерой соответствия культуры своем собственном понятию человечности (универсальности), отношением к природе и соответственно любого определения самого человека.
В процессе труда человек превращает естественные вещи на необходимые для жизни блага. Принципиальным здесь является утверждение о целенаправленном, целесообразно отношение человека к природе. Культуротворческой является не всякая деятельность человека, а лишь та, которая осуществляется адекватно закономерностей предмета (природы). Человек может и должен преобразовывать природу по законам природы, а не против них. В таком случае работа становится средством односторонне утилитарного потребления природных ресурсов с целью получить максимальную прибыль. Разрушая природу, такой труд разрушает и культуру.
Культура является процессом и результатом реализации в природе человеческих целей по законам природы, сферой освоения природы и ее очеловечивания. Понятно, что это возможно только в обществе и через него. Предмет становится человеческим предметом, приобретает человеческой формы только потому, что наполнен не только природного, но и общественным содержания. Это означает, что общественное входит в предметную область культуры и что она, в свою очередь, является его качественной характеристикой, мерой человеческого в социуме, степени его гуманизации.
Материальные и духовные достояния людей является не чем иным как предметным воплощением их способностей, сущностных сил и отношений. Эти достижения - внешняя форма существования культуры. Действительным же (внутренним) содержанием ее существования является развитие человека как общественного существа, то есть совершенствование ее творческих сил, потребностей, способностей, форм общения и т.д. Таким образом, культура предстает и как сфера становления, развития, социализации человека.
Итак, как сфера очеловечивания природы, гуманизации социума и социализации личности культура выступает качественной характеристикой создаваемой человечеством действительности, является предметной сферой культуры настолько, насколько она "позволяет увидеть в ней мере нашего собственного человеческой развития, по которой мы определяем длину пройденного нами исторического пути" (В. Межуев).


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.