Востокоцентризм как мировоззренческая установка


В то время как европейские мыслители пытались понять своеобразие религий Востока, определить свое отношение к ним, на североамериканском континенте, в США, влияние древних индийских учений становился все более заметным. В частности, трансценденталисты, участники философской и литературного течения 30-50-х годов прошлого века, оказывали особенно важное значение интуиции и философской фантазии, искали пути к моральному очищению, проявляющих повышенный интерес к религиозно-философских систем Индии. Прагматическом, вузькопрактичному мира европейских религий, американский философ Эмерсон противопоставил ценности, которые, как он думал, свойственные индийским учением. Он предлагал заимствовать у Востока идею превосходства духовного над материальным. Несомненное влияние индийских религий ощущается и в творчестве другого американского философа Г.Д. Торо (1817-1862), обнаружившего огромный интерес к восточной философии, религии и литературе.
Проникновение индийских религий в западную сознание способствовало возникновению стремление соотнести восточные взгляды на мир с западным мышлением. Элементы восточных религий вливались в чужеродного русла, искусственно сопоставлялись друг с другом. В результате сложилась смесь всевозможных, зачастую несравнимые, религиозных взглядов.
Отношение к индийских верований оказывалось во многом направлено не на обогащение духа культуры, а на заимствование отдельных полезных методик и упражнений. Складывалось убеждение, будто можно выработать некое универсальное учение, в котором станут совместимыми элементы всевозможных древних и современных религий. Российская писательница А.П. Блаватская основала в 1874 г. в Нью-Йорке вместе с американским полковником Г.С. Олкотт (1832-1907) «Теософское общество». Идеи произведений О.П. Блаватской объединяют различные вероисповедания через раскрытие тождественности тайного смысла всех религиозных символов. Была предпринята попытка создать на этой основе некую «универсальную религию», но это имеет отдаленное отношение к реальной Индии, своего рода фантазия на разные, в том числе индийские, темы.
Несколько отличными путями шли известный российский художник А.И. Рерих (1874 - 1947) и его жена Е.И. Рерих (1879-1955), выдавшей несколько томов своих произведений под названием «Агни-йога». Они утверждали, что схидноцентризм - мировоззренческая установка, согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Однако, схидноцентризм стал лишь первым брешью в стене европоцентризма, которой окружила себя сознание среднего европейца. Вслед за схидноцентризмом возникли теории, оправдывающие другие - не европейские - культуры: доктрины панисламизма, панмонголизму и др.
После Второй мировой войны романтическое отрицание рациональности (прежде всего европейской) нашло свое отражение в эстетике, которая возникла еще накануне Первой мировой войны философского направления - экзистенциализма, или философии существования. Экзистенциалисты обратили свой взор на Восток. Так, в творчестве А. Камю (1913 - 1960) символической ареной, на которой он рассматривает тотальную философскую драму человеческого существования, являются Алжир (напомним, что в европейской традиции Алжир, как и вообще Северная Африка, включается в понятие «Восток»). Сам мотив жгучей, насквозь пронизанной солнцем земли Алжира, мотив «полуденного мира» является одним из центральных ключевых образов в художественно-философской системе Камю.
Еще больший радикализм при обсуждении этого вопроса обнаружил другой представитель экзистенциалистськои философии Ж.П. Сартр.
Писатель-философ резко «разводит» Восток (в его африканском варианте) и Запад. Он видит в них две антагонистические принципы: одна - естественное и инстинктивное, другая - рациональное и искусственное.
Схидноцентристськи настроения в европейском сознании особенно усилились в 60-х годах. Европоцентристы, как мы помним, исходили из того, что выявление новых культурных ареалов будет, с одной стороны, способствовать некоторому обогащению западной культуры, позволит, например, европейской музыке вобрать в себя определенные инокультурным тенденции, с другой - расширить единое художественное русло человечества на базе сформированной профессионального творчества Запада (в духе культурного неоколониализма.
Схидноцентристы, стали выступать против освоения ориентального (восточного) искусства, против потенциальных возможностей объединения различных художественных культур. Сторонники этой тенденции настаивают на сохранении всего инокультурным. Речь идет о локализации автономных культур, об их преднамеренной резервацию.
Исследователи, например, отмечали, что арабская музыка отличается особой эмоциональностью. Эта музыка «по-своему» передала философию и экзотику средневекового Востока с его ослепительной палитрой красок, с контрастами экзальтированности, с живыми оттенками языка. Ей, наверное, никогда не были свойственны ни тонкий и светлый звукопись японской музыки, ни сдержанная задушевность китайской песни, ни глубокая сосредоточенность индийской мелодии. Наоборот, лирические образы, отличающие арабскую музыку, обогащенные особой эмоциональной силой, «огненной пылкостью» чувства, «блестящей яркостью колорита».
Подобно тому, как романтики, переживая разлад с реальной исторической практикой, создавали фантастический мир Востока, так современные теоретики абстракционизма ищут новые модели художественного творчества на отрицании многовекового европейского искусства.
Таким образом, на Земле множество культур, и каждая из них способна добавить всемирной истории неповторимый облик. Идея равноправия культур вызревала в культуроведения постепенно. Сначала, естественно, родилось представление, будто одна из культур имеет несомненное преимущество перед другими. Особенно это относилось к европейской культуре. Ее многовековое верховенство вызвало впоследствии контртенденции. Современные взгляды о равноправии культур исходят из того, что каждая культура является зона оригинальной культурного творчества. Ее вклад в сокровищницу мирового искусства уникален. Это означает, что каждая культура правомерно вплетает свой узор в различных культурах мира.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.