Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значения мировых религий.


Религия относится к той области культуры, которая занимается познанием и рефлексией мира, человека и межчеловеческих отношений. Религия (от лат. religare – «связывать») – это система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов. Происхождения термина «религия» можно толковать двояко: религия «связывает» человека с Богом, а также «связывает» самого человека системой норм и догматов. При этом верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и обществу, а также очищает свою совесть.

Религии как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент – сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным.

Религия состоит из 3 элементов:

-       мифология, представления

-       эмоции, чувства

-       обряды, действа.

Функции:

-       мировоззренческая

-       легитимизирующая (узаконивающая)

-       интегративная (сплачивающая)

-       компенсанаторная (утешительная)

-       коммуникативная

-       регулятивная

Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция – осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: