Массовая и элитарная культура.


В середине XX века средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. СМИ стали каналами для передачи массовой культуры. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Потребители массовой культуры имеют в общем невысокий культурный уровень, что требует адаптации транслируемой информации. Эстрадная музыка, например, понятна и доступна людям с любым уровнем образования, людям всех возрастов. При помощи массовой культуры в народ проводятся идеи «сверху». Массовая культура является мощным инструментом манипулирования общественным сознанием. Возможности массовой культуры потенциально очень высоки. В настоящее время эти возможности не используются в полной мере, а значение массовой культуры до конца не осмыслено. Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная или высокая культура создается профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Элитарная культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. Элитарная культура – это «искусство для искусства». Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. Потребителем элитарной культуры является высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: