Теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций


Интеграционные процессы, универсализация образа жизни разных народов и государств оказываются в большей степени в периоде спокойного эволюционного развития локальных и мировых цивилизаций.
Мировая цивилизация - это этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного производства. Изменение мировых цивилизации отражает поступательное движение исторического прогресса, саморазвитие человечества.
Локальные цивилизации отражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и переламлюючих ритм общеисторического прогресса то появляясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свои почерк и ритм, более или менее синхронизированы с почерком и ритмом мировых цивилизаций. Полная каталогизация локальных цивилизаций приведена А. Тойнби (1889-1979). Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, он изобрел пять живых цивилизаций:
1) западное общество, закалены западным христианством;
2) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и в России, Украине, Беларуси;
3) исламское общество - от Северной Африки и Среднего Востока в Китай;
4) индуистским общество в тропической субконтинентальний Индии;
5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.
Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизненный цикл. По А. Тойнби, каждая из них проходит в своем развитии фазы возникновения, роста, надлома и распада.
Культурологические идеи Н. Данилевского (1822-1885) формировались под влиянием естественных наук, в частности биологии, а также того ризномаииття культур народов, с которым европейцы столкнулись во второй половине XIX в.
В основе доктрины Данилевского содержится идея обокремлених, "локально-исторических типов".
Подобно живому организму культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Если обратиться к биологической аналогии, то культурно-исторический тип возможно уподибнуты растении: как баобаб не может расти на черноземе, так и береза ??- в саванне.
Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят естественные стадии возмужалости, старения и гибели. Культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации.
Ход истории отражается в изменении вытесняя друг друга культурно-исторических типов, отличающихся религиозными, политическими и социально-экономическим признакам.
Данилевский выделяет 10 таких типов, полностью или частично исчерпали возможности своего развития:
- Египетский;
- Китайский;
- Ассирийской-вавилоно-финикийский, халдейский или давньосемитський;
- Индийский;
- Иранский;
- Еврейский;
- Греческий;
- Римский;
- Новосемитський, или аравийский;
- Германо-романский.
К ним можно привлечь два американских типа: мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успел осуществить своего развития.
Качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором отражена мессианская идея возрождения культуры.
Уязвимость культурологической модели Данилевского, возникает:
- Во-первых, в механическом переносе понятий биологии и ее объяснительных принципов на историю. Это приводит к тому, что история теряет своеобразие;
- Во-вторых, в ее унижении обще-человеческой культуры, хотя сам Данилевский не отрицает возможности влияния одной культуры на другую. Какими бы своеобразными не были культуры отдельных народов, в них обнаруживаются и некоторые общие черты. К ним относятся: материальное производство, техника и технология, язык как средство общения, художественное творчество, брачные отношения, мифы и героический эпос и т.д.
Тем не менее, концепция Данилевского оказалась весьма перспективной. К тому же она стала первой попыткой пересмотра места западноевропейской цивилизации в культурной семье народов Земли.
Культурологическая концепция О. Шпенглера (1880-1936), основывается на сопоставлении и большей частью противопоставлении культуры и цивилизации. Поэтому перед все надо определить эти понятия. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития:
- Античная;
- Западно-Европейская;
- Арабская культура;
- Египетская;
- Вавилонская;
- Индийская;
- Китайская;
- Культура майи.
Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты - свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее разнообразии. То есть, культура у Шпенглера - это склавшийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная ценность, сущность которой составляет религия.
Сроком цивилизации Шпенглер определяет последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация, обладающий одними и теми же признаками во всех культурах, является выражением отмирания целого как организма.
Анализируя духовный климат современной ему Европы, Шпенглер приходит к выводу, что подобно тому, как в свое время погиб греко-римская культура, сейчас стареет западноевропейская, и ничто не может ее спасти.
Следует определить, что для Шпенглера в современном мире культура сохраняется лишь в крестьянстве, что подвергнуты давлению со стороны цивилизации.
Многие положения культурологической концепции Шпенглера противоречивы, но его предостережение о том, что массовая бездуховная продукция цивилизации враждебная культуре, остается актуальным и сейчас.
П. Сорокин (1889-1968) - еще один из мыслителей XX века, который диагностирует состояние западной культуры как кризисное. Этот кризис экстраординарное, потому затрагивает почти всю жизнь общества и включает в себя распад основополагающим форм западной культуры последних четырех столетий.
Сорокин распределяет культуру на три типа: идеационального, идеалистическую и чувственную.
Идеационального культура основана на принципах надчуттевости и надрозумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу он относит культуру брахманской Индии, буддийскую, а также культуру средневековья до конца XII в. Стиль этой культуры символический, искусство религиозное, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. Здесь мало внимания уделяется личности. Эта культура главным образом занимается приближением верующих к Богу.
Идеалистическая культура - промежуточная между идеационального и чувствительной, так как ценности ее принадлежат как Небу, так и Земли. Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный, но чувственность эта возвышенные и найшляхетних проявлений. Такой была культура XIII-XIV вв. в Западной Европе, а также Древнегреческая культура V-IV вв. до н.э.
С XVI в. начинает свой счет чувственная культура, свидетелями угасания которой мы являемся. Ее ценности - в повседневном, земном мире: реальный пейзаж, реальные событие и происшествие, ее герои - фермеры, рабочие, хозяйки, даже преступники и сумасшедшие, ее цель - принести наслаждение, ослабить возбуждение усталых нервов. Эта культура пытается освободиться от религии, морали и других ценностей. Стиль ее натуралистический, свободный от всякого символизма. Этой культуре суждено погибнуть, но никакой катастрофы в этом Сорокин не видит.
По мнению Сорокина, культура не погибнет, пока жив человек, и он надеется, что возрождение культуры, ее обновление будет достигнуто на основе альтруистической любви и этики солидарности.
Л. Мечников выдвинул теорию, которая объясняла неравномерность общественного развития изменениями географических условий в разные эпохи под влиянием экономического и общественного прогресса. Исходя из этого, он выделял три периода в истории цивилизации:
1) речной - от возникновения первых рабовладельческих государств в даль Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;
2) середньоморський - от основания Карфагена;
3) океанический - от открытия Америки.
Л. Гумилев рассматривал культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, которые приводят к так называемой пассионарности. Пассионарность - это циклическая способность людей к чрезвычайной напряжености и творчества. Гумилев считал, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Становление новых народов (этногенез) - явление естественное, в то время как в процессе пассионарного подъема этносы заключают свой особый тип культуры - творение рук человеческих и его разума. Для пассионарий типичное посвящение себя определенной цели жизни.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.