Культура Древнего Рима

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 Древнеримская культура - совокупность достижений в облас­ти духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). По­нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

 Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур­ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ­него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль­туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас­сические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

 Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе­риода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский

(510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

 Если для греков в духовной жизни главная ценность - чело­век - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом из­бранное предназначение. Гражданин должен обладать муже­ством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умерен­ным в образе жизни.

 В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозрен­ным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, осо­бенно знатного, признавались только политика, война, разработ­ка права.

 Науки были приспособлены к практической, политико-право­вой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упре­кал греков за их увлечение умозрительными науками, в частно­сти математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями де­нежных расчетов и земельных межеваний».

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, ко­нечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и фи­лософа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и истори­ка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения ко­торого объединены под условным названием «Моралии».

 Ключом к пониманию римского искусства служат слова рим­ского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бес­полезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя госу­дарства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

 Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Рим­ляне были не только народом солдат, но и строителей и устрои­телей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил поря­док акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римс­кого права.

 В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), ав­тор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха об­ладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. -
ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа «Мета­морфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у на­ших современников.

 Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отноше­ния, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили пра­во на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

 В непосредственной связи с особенностями политической жиз­ни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важ­ным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноре­чие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Под­линная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие инте­ресы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж­дан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи­ке то, что она — государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со­здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено­мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак­тики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие антич­ности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача­ли формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре­менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от­нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор­мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре­тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.