Особенности развития культуры эпохи Средневековья


 Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культу­ра раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Нача­ло Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

 Материальную основу средневековой культуры составляли фе­одальные отношения. Политическая сфера Средневековья представ­ляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители («тре­тье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военны­ми делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

 Средневековью свойственно объединение людей в различные кор­порации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представле­ние о труде как даре Божьем.

 Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религи­озность, которая обусловливала роль церкви в качестве важней­шего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским ми­ром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоре­чивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Ав­густином «Блаженным» (354—430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борь­бу двух градов - Града земного (общности, основанной на мир­ской государственности, на любви к себе, доведенной до презре­ния к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин вы­двинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключа­ют, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285—1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью неза­висимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

 Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало фор­мированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется боль­шое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стиму­лом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются выс­шие школы, а затем и университеты. Первые университеты появи­лись в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превра­тившихся в важнейшие культурные центры. Университеты поздне­го Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязатель­ными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теоло­гии, права и медицины.

 В позднее Средневековье Европа вышла на стезю техничес­кого прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, раз­работка новых конструкций подъемников для строительства хра­мов, появление первых машин; изобретены часы, налажено про­изводство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

 Менялась и духовная жизнь общества; художественная литера­тура приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талан­тливые произведения как французская поэма «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к чело­веку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265— 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и хри­стианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католичес­кий собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный го­родской европейской жизнью готический стиль.

 Средневековая культура позднего периода выражает не застыв­шее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.