Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков


 XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

 Классицизм представлен в литературе такими именами –
П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре –
Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре –
Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк,
В. А. Моцарт (Австрия).

 Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

 Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчи­нение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные клас­сические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвеще­ния в самой своей основе не был чужд романтизму.

 Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появле­ние течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об из­начальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде все­го к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столк­новения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру
XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просве­щения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жан­ровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художни­ка за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распрост­ранение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популяр­ный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так назы­ваемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

 Характерной чертой живописи XVIII столетия является воз­росшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное вос­приятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются ин­тереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценят­ся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается де­коративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, ху­дожники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

 Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное во­площение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформ­лении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориен­тированы на создание комфорта и изящества для того человека, ко­торый будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играю­щего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные сред­ства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немно­гочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркну­той роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, преду­преждающих его желания, сделав их в то же самое время и предме­тами подлинного искусства.

 Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвеще­ния было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельве­ция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие тре­бования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «При­ятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. На­иболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

 Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с теат­ром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составля­ют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

 Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навст­речу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венециан­ский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

 Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

 Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках
и т. д.

 Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало из­дание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и реме­сел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д'Аламбером. В «Энцикло­педии» систематизированы важнейшие научные достижения че­ловечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

 В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

 Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

 Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав по­литические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаничес­кую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, сис­темы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь запад­ной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оп­тимизмом и верой в человека и его разум.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.