Дальневосточный культурный регион

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Большая часть современного населения дальневосточного региона относится к трем основным группам монголоидной расы: северная (коренные народы Сибири и народы северо-восточного Китая); восточная (монголы и северные китайцы); смешанные и переходные формы между монголоидами и австролоидамы (южные китайцы, индонезийцы, народы Индокитая, японцы).
В духовной жизни дальневосточного региона в течение многих веков значительную роль играли синтоизм, даосизм, конфуцианство, легизм, буддизм.
Буддизм распространился за пределами Индии. Проникая в другие страны, буддизм был вынужден адаптироваться к своеобразным условиям, что приводило к его трансформации, частичного изменения содержания и формы. Вследствие этого образовывались новые разновидности, так называемые местные варианты буддизма (чань-буддизм в Китае, дзен-буддизм в Японии, ламаизм в Тибете).
В Японии до проникновения буддизма господствующее место в формировании духовной общности играл синтоизм. Его возникновение связывают с появлением японского племени ямато, религия которого носила название "синто" (I-II век н.э.). Религиозные представления синтоизма были представлены культурами природы, предков и японского императора - микадо.
Постепенно синтоизм сближался с буддизмом (VI-VII века) и сливался с ним в единое целое, получившее название дзэн-буддизма.
Родиной даосизма является Китай. Как религия он включает учение о сверхъестественном божественную силу - Дао (отсюда даосизм), учение о потустороннем мире, а также систему заклинаний и талисманов.
Даосизм как философская система - одно из основных направлений древнекитайской мысли. Его основные положения изложены в трактате "Лао-цзы". Дао как философская категория означает "путь" природы, ее закономерность. Главная идея даосизма в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле Неба (как в конфуцианстве), а общему закону Дао, который существует вне сознания человека.
Сочетание буддизма с принципами даосизма привело к появлению чань-буддизма.
Конфуцианство - этико-политическое учение древнекитайского философа и педагога Конфуция (Кун-фуцзы, около 551-479 гг до н.э.), выступавшее в роли социально-политической доктрины и одновременно этики той религиозной системы, которая доминировала в данном регионе.
Конфуцианство в отличие от других религий с их идеями скорби, страдания, веры и утешения в загробной жизни, было настоящим искусством жить. В центре его доктрины всегда стоял человек, коллектив, общество, налаживание правильного и упорядоченного жизни на этом свете.
Культ практической пользы конкретного счастью, достигаемые за счет внутренних добродетелей и постоянного самосовершенствования, имели огромное влияние на формирование духовной культуры, психического склада и национальных традиций китайского народа.
Легизм возникает и развивается с конфуцианством (V-III вв до н.э.). Он стремился к образованию сильной и хорошо управляемой государства. Но если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из государственных законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Основными методами воздействия на людей должны выступать награды и наказания, причем последние должны доминировать. Легизм имел огромное влияние на становление государственности в Китае. Государство по его образцу просуществовала до XX в.
Для эстетической мысли дальневосточного региона характерны две тенденции, во многом были определены даосской-буддийским восприятием и конфуцианством. Тенденция, которая была связана с философской традицией чань-и дзен-буддизма, утверждала намек и недосказанность в искусстве, воплощение вечности как мгновения, пространства как бесконечности, опосредованные связи как глубинные ассоциации между поэзией и живописью.
Творчество здесь проявляется как прозрение, вдохновение.
Культ красоты в Японии (как культ нравственных ценностей в Китае) с давних времен почитается и выполнял роль религии. Гармония понималась как согласованность с природой и жизнью, требовалась одинаковая ее присутствие как в природе, так и в быту.
Конфуцианская мораль, требовала повиновения и уважения, очертила круг ведущих тем китайской живописи. Это - любовь к родине, государства, семьи (в частности отца, старшего брата, жены); почитания предков; благоговение перед искусством, утверждения большой ценности творчества, уважение к знаниям, преклонение перед учеными; самосовершенствования; послушание детей.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.