Особенности формирования отечественной культуры


Российская культура является одной из уникальных и многонациональных культур в Европе и мире. В России проживают сейчас около 200 различных народов, каждый из которых имеет богатую и неповторимую культуру, так или иначе связанную с культурой русских, составляющих свыше 80 процентов населения страны и принадлежащих к восточно-славянской группе германо-балто-славянских народов.

Процесс формирования отечественной культуры уходит своими корнями в далекое прошлое и связан с образованием на огромной равнинной территории Центральной и Восточной Европы древних славянских, тюркских и финно-угорских народов. Большое значение для их этногенеза, т.е. происхождения, и уникальности исторического пути имела географическая и природная среда, в частности, лес и степь. Впечатления о них приведут впоследствии к формированию так называемой «русской души», характера и общего менталитета российских народов.

Решающее значение для формирования отечественной культуры имело возникновение в бассейне реки Днепр в VII в. этнополитического образования Русь и на его основе в IX в. государства Киевская Русь, находившихся под влиянием славянского язычества. Сильное влияние на них оказала соседняя Византия – одно из наиболее развитых в культурном отношении государств мира того времени. Именно из Византии пришло на Киевскую Русь уже распространившееся среди других народов и государств Европы христианство, принятое в 988 году при князе Владимире I Святом, ставшее рубежом в оформлении древнерусской культуры и ее разделении на официальную и народную, давшее толчок к созданию великолепной культуры Киевской Руси с ее письменностью, книжностью, образованностью, иконописью, духовной музыкой и храмовой архитектурой, достигших своего расцвета при князе Ярославе Мудром. Греческими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием на основе уже существовавшей у восточных славян письменности была создана новая азбука - кириллица, ставшая основой письменной системы Киевской Руси.

Духовной основой Киевской Руси стал восточный вариант христианства - православие, благодоря которому в ней сложилось единство языка, веры и власти.

Однако официальному христианству не удалось искоренить в народе полностью древнеславянские верования. И оно вынуждено было приспосабливаться к языческому сознанию и ассимилировать древнеславянские культы в виде почитания чудотворных икон, культа “святых мест”. Не случайно, даже известный памятник древне-русской литературы “Слово о полку Игореве”, написанный в 1185 году пронизано языческими мотивами.

Открытость древнерусской культуры, ее опора на мощные народные истоки, переплетение в ней христианских и языческих влияний привели к тому, что сейчас в мировой истории и культуре называют “феноменом русской культуры”. Ее характерной чертой стали стремление к монументальности и масштабности в архитектуре, цельности и простоте в изобразительном искусстве, гуманистическому началу и доброте в художественной литературе, идеалу духовного совершенства и справедливости в жизни.

Киевская Русь погибла в XII в. в результате монгольского нашествия. Вместе с ней завершил свой путь и древнерусский этнос. В конечном итоге страна была разделена между Западом в лице сначала Великого княжества Литовского, а потом польско-литовского государства Речь Посполита и Востоком в лице основанного ханом Батыем государства Золотая Орда. Переход западных областей древнерусского государства под покровительство Запада сопровождался потерей не только самостоятельности, но и потерей собственных культурных ценностей и ассимиляцией народа. Древние русичи же восточных областей сумели сохранить свою идентичность и в XIII в. положили начало формированию современного русского этноса из остатков древнерусского, финно-угорских, тюркских и летто – литовских народов. Собирателем разрозненных русских земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выступило Московское великое княжество, возникшее в конце XIII в. и ставшее основой сложившегося в конце XIV - середине XVI вв. централизованного Русского государства с единой общерусской культурой.

После падения в 1453 г. столицы Византийской империи - Константинополя от турков, освободившееся от монгольской зависимости Московское государство оказалось единственным православным государством в мире. Поэтому его начинают величать Святой Русью с переносом на него мирового значения Византии. Олицетворением этого стало присоединение государем всея Руси Иваном 3 к московскому гербу двуглавого орла. Московский князь становился теперь как бы наследником византийского императора и начинает величаться царем. А с 1547 г. после венчания на царство Ивана IV Грозного титул царя становится официальным.

 На этот период приходится резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания русского народа. Так, в это время достигает непревзойденного совершенства русская иконопись, отразившееся в творчестве Андрея Рублева, автора знаменитой иконы «Троица». В Москве в 1553 г. было заложено начало книгопечатания, в 1687 г. открывается первое русское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

Расцвет русской культуры в XV – XVI вв. во многом был связан с возникновением крупных монастырских комплексов, в которых важная роль отводилась религиозному образованию и книгопечатанию.

К концу XVII в. под влиянием усиления общения нового Русского государства с Западной Европой, распространения светских элементов в общественной жизни, церковного раскола после нововведений патриарха Никона наметился крупный поворот в дальнейшем развитии страны и русской культуры. Он произошел в правление царя Петра I, начавшего новый период в развитии отечественной культуры – ее европеизации и универсализации. С введением его реформ русская культура лишается своего религиозного содержания и становится по преимуществу светской. Освобождению культурной жизни от церковной опеки способствовало устранение патриаршества и резкое ограничение всевластия церкви. Церковь по сути была превращена в светский департамент, а функции патриарха перенесены на царя. В результате в стране утверждается особая форма монархического правления -самодержавие, ставшее феноменом русской истории и культуры.

Петровские преобразования породили много новшеств, подготовили почву для распространения просвещения в сложившейся на основе Русского государства Российской империи, включившей десятки больших и малых народов.. Так, была создана отечественная наука, открыта Академия наук, принята гражданская азбука, начался расцвет литературы, зарождаются периодическая печать, журналистика и публичный театр.. Люди стали иначе одеваться и питаться, усвоили новые нормы поведения. Значительную роль в распространении светской культуры стал играть Московский университет, открытый в 1755 г. по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова, первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения.

Однако, прозападные новшества Петра I были восприняты преимущественно лишь интеллектуальным дворянством, тогда как большая часть купечества и крестьянство, составляющее основную часть населения страны, новые реформы не приняли, сохранив свой традиционный быт и культуру. Это создало серьезный конфликт между правящим сословием и государственной властью с одной стороны, и народом с другой стороны, ставший впоследствии одним из глубинных причин, приведших к революции 1917 г. в России.

После октября 1917 г. новая власть страны в лице советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов берет курс на культурную революцию с отрицанием и отказом от культуры прошлого и созданием новой социалистической кульуры. В сменившем Российскую империю вновь образованном государстве СССР произошло значительное ослабление влияния религии на духовную жизнь людей, разрушение традиционных ценностей, утрата дворянской культуры. В советском обществе получают мощный импульс традиции государственности, тоталитаризма и сильной авторитарной власти. Утверждение в нем идеи равноправия народов сделало возможным осуществление в СССР национальной политики, сводившейся к перераспределению общегосударственного дохода в пользу национальных окраин и регионов. Хотя эта политика привела к их значительному экономическому и культурному подъему, крайне отрицательно сказалась на государствообразующем русском народе, который оказался наименее обеспеченным возможностями сохранения своих культурных традиций.

В конце ХХ в. в отечественной истории и культуре произошли изменения, связанные с крахом тоталитарного режима, распадом СССР, новыми политическими, религиозными и географическими реалиями в постсоветской России.

В условиях современной российской действительности в людях исчезло чувство культурной изоляции страны от мирового сообщества. В россиском обществе сейчас происходит раскрепощение сознания народа и рост этнического самосознания разных народов, возрождение национальных, религиозных и культурных традиций, возвращение исторической памяти при одновременном активном распространении характерной для современного мира унифицированной массовой культуры. Сегодня перед отечественной культурой стоит задача выработать стратегический курс дальнейшего ее развития в условиях быстроизменяющегося мира и вернуть утерянные позиции в мировой культуре.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.