Место и роль России и Татарстана в мировой культуре


Российская культура достигает мирового значения в XIX веке, на который приходится так называемый «золотой век» русской культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших значительный вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Среди них поэт А.С. Пушкин, писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, художник И.Е. Репин, композиторы М.П. Мусоргский и П.И. Чайковский; создатель неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевский, основатель современной органической химии А.М. Бутлеров, составитель периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев… В конце XIX - начале XX вв. Россия превращается в один из признанных центров мировой культуры. На начало XX в. приходится «серебряный век» русской культуры, давший Отечеству и миру поэтические шедевры А.А. Блока и С.А. Есенина, научные открытия основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, и создателя учения о ноосфере В.И.Вернадского.

Своеобразным и значительным феноменом XX века при всей своей противоречивости стали культура и наука советской России и СССР, связанные с успехами советского театра и кино, музыкального исполнительского искусства, освоением космоса. Никогда и нигде в мире произведения искусства не имели такой широкой и подлинно народной аудитории, как в Советском Союзе.

Удивительно много дала мировой культуре российская эмиграция XX в., как например, изобретение телевидения В.К.Зворыкиным и вертолета И.И. Сикорским.

Россия и сегодня занимает важное место и играет заметную роль в мировой культуре.

Положение отечественной культуры во многом определяется тем, что Россия находится на пересечении двух потоков истории и культуры - Запада и Востока. Одни ученные считают её принадлежащей Западу, другие - Востоку, третьи воспринимают как страну, имеющую собственную специфику, не совпадающую ни с Западом, ни с Востоком. На протяжении многих десятков лет среди отечественных ученых велись споры о том, к какому типу отнести русскую культуру – к европейскому или азиатскому. Именно эти споры в XIX веке привели к появлению западников и славянофилов.

Ориентация на Запад привела к формированию в отечественной культуре многих общих черт с западной культурой, связанной с христианством, возникшем в 1-ом веке среди евреев Палестины. Принятие христианства Древней Русью произошло в 988 г. Его результатом стало её вхождение в тогдашний цивилизованный мир, рост её международного авторитета, дипломатических, торговых связей с другими христианскими странами. С этого момента определилось геополитическое положение России между Западом и Востоком, смысл и назначение российской истории.

На Руси утвердился восточный вариант христианства - православие, что во многом обусловило самобытное место русской культуры в мировой культуре. Православное христианство стало духовной основой русской культуры, определило такие характерные черты ее духовности, как вселенность, всечеловечность, миролюбие, вечный поиск идеала и справедливости, пренебрежение к земным благам, мессианство, соборность. Впоследствии русским народом даже идеалы коммунизма были приняты лишь благодаря их восприятию через призму идеалов христианства и христианского гуманизма.

Благодаря сохранению православного христианства сегодня происходит возрождение религиозного начала в русской культуре, духовное выздоровление православных народов России.

Движение России на Восток сопровождалось неизбежным восприятием восточной культуры, связанной с исламом, возникшем в VII веке и распространившимся на Ближнем и Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В России в течение многих веков ислам создавал отчетливую общность народов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии.

С принятием в 922 г. ислама предками казанских татар волжско-камскими булгарами, образовалась исламская ветвь тюркской культуры на Волге. Волжско-Камская Булгария, располагавшаяся в пределах территории современной Республики Татарстан, стала самым северным анклавом исламской цивилизации, политическим и торгово-экономическим посредником между христианской Киевской Русью и мусульманским Востоком.

После покорения монголами Волжско-Камская Булгария утратила самостоятельность, стала провинцией образованного в 1243 году монгольским ханом Батыем государства Золотая Орда. С утверждением ислама государственной религией Золотой Орды Волжско-Камская Булгария становится одним из главных проводников мусульманства в огромной монгольской империи и соседних землях, а ее культура- составной частью культуры Золотой Орды. Не случайно многие ученые считают, что татарский народ с единым литературным и общим разговорным языком сложился в период существования Золотой Орды. Именно на этом языке, называемым специалистами «идель теркисе» или старотатарский язык, написан крупнейший памятник булгарской культуры – лироэпическая поэма основоположника татарской письменной литературы Кул Гали «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание о Йусуфе»). Тогда же получил распространение и этноним «татары», происходящий, по мнению ряда историков, от названия некоего племени «тата» из которого вышли несколько военачальников Золотой Орды. Однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в XIX веке.

После распада Золотой Орды, на северных булгарских землях в XV веке образовалось новое исламское государство - Казанское ханство, сыгравшее важную роль в формировании казанских татар и их самобытной тюркско-исламской культуры, оказавшей сильное влияние на другие тюркоязычные и поволжские народы.

С середины XVI века, лишившись государственности, казанские татары входят в состав Русского государства. Известный историк М.Г. Худяков отмечал, что «среди народностей Поволжья, подчинившихся русским, татары одни смогли противопоставить русской культуре свою, не менее древнюю культуру и сумели сохранить свой родной язык, быт, школу, религию». Это объяснялось усилением религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения своей самобытности и ролью в ней татарского мусульманского духовенства как культурной силы. Лишь с принятием в 1773 году императрицей Екатериной II особого закона «О терпимости всех вероисповеданий», отменившего в России насильственное обращение инородцев в православие, началось постепенное возрождение татарской культуры. Повсеместно стали открываться начальные и средние школы - мектебы и медресе, сыгравшие огромную роль в развитии культуры и широком распространении грамотности среди татар. Огромным событием стало открытие в 1789 г. по указу Екатерины II в Уфе Духовного управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием.

В важный центр возрождения ислама превращается с конца XVII века и Казань. Именно здесь по указу Екатерины II с 1769 г. вводится преподавание арабского, турецкого, татарского и ряда других восточных языков в основанной в 1759 году первой в России провинциальной гимназии. При ней в 1801 г. устраивается азиатская типография, напечатавшая первое в мусульманском мире издание священного Корана, первые книги на татарском языке. С открытием в 1804 г. императорского Казанского университета Казань становится центром изучения Востока, подготовки национальной интеллигенции для народов Поволжья, Урала и Сибири.

В конце XIX в. в Казани возникло общественно-политическое движение джадидизм за обновление и реформацию ислама, придание светского характера национальной культуре. Татарский писатель Галимджан Ибрагимов называл его «новым взглядом на жизнь, превращением из Востока в Запад». Джадидизм затронул образование и общественную жизнь татар и стал к началу XX в. господствующей тенденцией ислама во всей России.

Сегодня настал период нового возрождения татарской и исламской культур в России.

Многообразие влияния христианской Европы и исламского Востока во многом определили многосоставность, богатство и неоднородность отечественной культуры. Эти особенности её развития привели к двусмысленности и двойственности русской культуры, стремлению сочетать в ней европейское и азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое. Одновременно они стали причиной её исключительной гибкости, способности приспосабливаться к предельно трудным условиям выживаемости в периоды общественно-исторических потрясений.

В настоящее время Запад и Восток входят в контакт друг с другом в невиданных ранее масштабах. Под эгидой ООН создана международная организация «Альянс цивилизаций», ставящий своей целью наведение культурных мостов и установление диалога между христианским Западом и исламским Востоком в планетарных масштабах. Россия в целом и Республика Татарстан в частности занимают особое место в этом процессе. Здесь сложились многовековые традиции сосуществования и мирного общежития различных народов, религий и культур. В Татарстане была разработана даже модель межконфессионального согласия, сотрудничества и взаимодействия в противовес разрушительным тенденциям противоборства христианской и исламской цивилизаций в мире. Эта модель сейчас активно изучается как в Европе, так и во всем мире.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.