Социальные институты культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Культура - это саморегулирующаяся система, которая включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры.

Значение социальных институтов заключается в том, что они организуют деятельность людей, без чего она приобретает разрозненный, неустойчивый характер. Социальные институты культуры включают следующие элементы: 1. система функций, закрепленных нормами, уставами; 2. материальные средства (здания, оборудование, финансы); 3. кадры.

Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку: 1. институты, осуществляющие духовное производство, создание духовных ценностей (театры, киностудии…) 2. институты, которые распространяют и рассматривают духовные ценности (школы, библиотеки, музеи, кинотеатры). 3. учреждения и организации, которые планируют и управляют культурными процессами (НИИ, творческие союзы).

Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур.

В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика - это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем являются естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Знак - это материальный предмет, который в процессах познания и общения выступает в качестве представителя, заместителя другого предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Определенное знаковое содержание несет среда обитания человека, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков: 1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы.

Знаки-обозначения - это прежде всего, слова, которые обозначают различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.

Знак-модель - представитель другого предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).

Знак-символ - это материальное явление, которое в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общий принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.

В символе заключается общественный принцип - раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание.

Западный и восточный типы культуры

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:

- западный

- восточный

- западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

1. различия в динамике развития. Западная культура развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии. Восточная культура развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в XIX-XX вв. в восточных странах начались процессы модернизации.

2. В восточной и западной культурах по-разному решались мировоззренческие вопросы:

- различным было отношение к миру. В западной культуре подчеркивалось активное отношение человека к миру. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Западная стратегия - это изменение среды обитания человека. Восточная же культура более ориентирована на самостоятельность человека, его духовное совершенствование, изучение возможности регуляции человеческого организма. В вост. культуре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

- различным было отношение к природе. На Западе сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер восточного искусства. На Востоке впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство.

- различным было понимание человека, его отношение к обществу, государству. На Западе человек рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать государство. На Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства; воспитывалось преклонение перед государственной властью. Для Востока были характерны коллективистские традиции и значительная роль государства в общественной жизни.

- различное отношение к возможностям человеческого разума. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция, которая проявлялась во всех видах культуры. Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготел к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном

3. Различным было соотношение разных видов культуры. Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования человека. Долгое время она не оформлялась в самостоятельную область знаний, а научные сочинения появлялись как части духовных поучений. На Западе разные виды культуры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Востоке. В западной культуре еще со времен античности сформировалась сильная материалистическая традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

В рамках Восточной культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:

1. индо-буддийский

2. китайско-конфуцианский

3. арабо-мусульманский

4. японский

В рамках Западной культуры выделяются:

1. европейская

2. американская


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.