Культура архаического периода (VIII- VI вв. до н.э.)


Основой экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (от греч. рoli – множество и theos - бог). По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Следующим поколением богов стали дети Геи и Урана - титаны, которые свергли отца. Этот период греческой мифологии носит название «хтонического» или титанического, и для него характерны зооморфные, ужасающие божества – циклопы, сирены, Минотавр, Медуза Горгона, Сцилла и Харибда, стоглавый Тифон и пес Кербер (Цербер). Эти персонажи отражают страх человека перед природой.

 Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном - Зевсом. Зевс и окружавшие его боги имели антропоморфные черты и обладали собственными характерами, понятными человеку. Этот этап греческой мифологии носит название «олимпийский» и отражает греческое восхищение перед величием и гармонией природы.

Следующим периодом мифологии является героический, когда в мифе появляются смертные.
Возникает множество мифов о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других. Появляются также персонажи, бросающие вызов богам (Прометей, Тантал и др.), что свидетельствует о самоотрицании мифа.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности: Фалес (624-546 до н. э.), Анаксимен (ок. 585- 525 до н. э.), Анаксимаидр (ок. 611-546 до н. э), Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до н. э.).

Пифагор (ок. 540-500 до н. э.) и его школа считали основой всего сущего числа и числовые отношения.

К этому же времени относится и творчество Гесиода, по некоторым данным простого крестьянина, написавшего поэму «Теогония» (т. е. родословная богов) – рационалистическую систематизацию греческих мифов.

В литературе эпохи архаики ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Сафо (Сапфо) (ок. 610 - ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (вторая пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (вторая пол. VI в. до н. э.).  

К VI в. до н. э. как особый жанр оформляется басня. Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

В VII-VI вв. до н. э. зарождается греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса: обнаженный юноша  (курос) и задрапированная женщина (кора).

К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.