Классический период (V-IV вв. до н. э.)

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Эпоха расцвета. Победа греков над персами, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической, политической и культурной жизни Греции, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (ок. 495-429 до н. э.)

В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо.

Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты - странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. (Софисты - от греч. sophists - искусник, мудрец, лжемудрец.) 

В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (460 – дата смерти неизвестна), который ввел понятие атомов - неделимых частиц материи.

 Одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины был великий мудрец Сократ (470-399 до н. э.). Все внимание он уделяет человеку - его природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования и развития он считает разум.

Платон (427-347 до н. э.) был учеником Сократа, создал идеалистическое учение: настоящий мир, природа, все видимые вещи - лишь копии или отражения мира идей - невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Основной идеей его учения о государстве является справедливость, создание идеального политического строя, который возникает в результате гармоничного сочетания деятельности сословий и их добродетелей.

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Огромное влияние оказали труды Платона и Аристотеля на христианскую теологию.

Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать фундаментальные знания в различных областях науки и жизни. Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436-338 до н. э.) и Демосфена (384- 322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма - единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.

В литературе V в. до н. э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Классическая греческая трагедия посвящена либо прославлению гражданских добродетелей, патриотизма, либо теме неотвратимой судьбы (Эсхил (525-456 до н. э.), Софокл (ок.496-406 до н. э.), Еврипид (480-406 до н. э.)).

Главной задачей искусства V в. до н. э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической.

В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н. э.: Фидия (середина V в. до н. э.) - статуи «Афина- воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» - для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э.) - знаменитый «Дискобол»; Поликлета (2-я пол. V в. до н. э.) - статуя «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор» «Копьеносец», «Раненая амазонка». (Скульптура Поликлета «Дорифор» настолько поразила современников гармоннией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения «Канон» Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорций соотношений человеческого тела).

V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. В это время создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушений во время греко-персидских войн восстанавливаются города и отдельные памятники. В классический период появляется новый, более нарядный ордер - коринфский. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского стиля: величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н. э., он был заново отстроен на протяжении  V в. до  н. э. под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
     Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон (421-406 до н. э.) со знаменитым портиком кариатид.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н. э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. - Пракситель (вторая треть IV в. до н. э.), Скопас (IV в. до н. э.), Лисипп (вторая пол. IV в. до н. э.). Изображая богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель наделял их чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Отдыхающий Гермес» и др.). В отличие от Праксителя, изображавшего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас показывал глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.). Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н. э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.