Архитектура

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н. э. начали широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возник новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствовало активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду).

Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями, в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, существовал большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.
      Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получили доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявилось ее своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
           Ранняя империя.  Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н. э. -II в. н. э.) - время расцвета римского государства, которое превратилось в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I-II вв. н. э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121-180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи.

Одно из величайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигла в правление первого римского императора Августа (63 до н. э. - 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа - Гай Цильний Меценат (7-8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената - замечательные поэты Вергилий (70-19 до н. э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65-8 до н. э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

Немного позже творил знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н. э.- 18 н. э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упреков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения.

Римская литература I-II вв. н. э. представлена целым созвездием имен: писатели Апулей (II в.), Плутарх (ок. 46 - ок. 119); сатирики Ювенал (ок. 60- ок. 127), Петроний (?-66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190).

В период принципата во многих городах империи развивалось крупное строительство - создавались новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I-II вв. н. э. появились два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис, который в III веке охватил все государство и носил всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры явились низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

С III в. античное направление в архитектуре не создавало уже ничего нового; совершенная портретная скульптура сменилось более грубой, снижалось техническое мастерство.

В период поздней империи центробежные силы продолжали действовать, и в 395 г. империя окончательно распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

История культуры позднего античного периода проходила в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.