Средние века

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 Крупный исторический период, именуемый Средними веками, не имеет общепринятых хронологических рамок. Историки условно называют средневековьем период феодализма, длившийся в Европе более 10 веков: с V в. (476 г. – разрушение Рима) по XVII в. (1640 г. – начало Английской буржуазной революции).

Для историков культуры средневековье продолжается до момента активного формирования культуры Возрождения (V – XIV вв.), и делится на несколько периодов:

- раннехристианский период (V –X вв.),

- романский период (XI – XII вв.),

- готический период ( XIII – XIV вв.).

Долгое время в Европе господствовал взгляд на Средние века как на период некоего провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей.  Однако, подобную распространенную оценку опровергла историко-культурологическая литература романтиков в XIX в. Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже XIX-XX столетий, началось всестороннее изучение противоречивой и многообразной культуры средневекового мира.

Социальной основой средневековой культуры являлся феодализм, главными чертами которого были:

- условность владения землей;

- вассальные отношения;

- личная зависимость крестьян;

- сословное общество (духовенство, дворянство, народ).

Для культурологии же важен не столько социально-исторический контекст, сколько его мировоззренческое восприятие современниками. Так, социально-исторические черты эпохи полностью отражают основную идею средневековья – идею служения человека Богу:

- условность владения землей означала для средневекового человека тот факт, что вся земля принадлежит Богу, а ее земные владельцы (включая короля и церковь) – не более, чем держатели;

- вассальные отношения означали земное продолжение главного принципа – служения Богу, и даже король – лишь вассал перед Богом;

- личная зависимость крестьян воспринималась как продолжение идеи о пастве, нуждающейся в пастыре;

- сословность общества – лучшее подтверждение идеи служения: духовенство служит Богу молитвами, феодалы  укрепляют христианское государство мечом, а народ – своим трудом.

Средневековая культура была единым целым, все части которой выражали один и тот же принцип: бесконечность и вездесущность Бога, Бога всемогущего, абсолютно справедливого, мудрого, создателя мира и человека.

Одной из главных черт средневековья можно назвать появление иерархического общества, где человеку изначально уготована социальная роль, не зависящая от его личных качеств. Если античный гражданин ощущал  единство с полисом и общность интересов, то средневековый человек никогда не выходил за рамки своего сословия.

Средневековая культура представляла собой более сложное образование, нежели культуры древности, т.к. она возникла не на «пустом» месте, а на развалинах Римской империи, которая, в свою очередь, завоевала европейские племена. Здесь произошел своеобразный диалог культур. Можно выделить три источника средневековой культуры:

1. христианство;

2. «романское» начало;

3. «германское» начало.

Основой средневековой культуры явилось христианство (от греч. Христос – помазанник). В основе учения – Библия (от греч. «библион» - книга), включающая Ветхий завет, составленный на иврите, и Новый завет, составленный на греческом.

Христианство возникло на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Возникнув  среди иудеев, христианство очень быстро противопоставило себя иудаизму, т.к. иудаизм являлся национальной религией, а христианство объявило избранным не отдельный народ, а отдельного человека, независимо от его национальности и социального положения. Христианство становилось поистине революцией духа, поскольку оно:

·               Впервые было построено не только на страхе, но, в первую очередь, на любви к Богу;

·               потребовало высокой нравственности от человека;

·               стало не столько системой запретов, сколько образцом для жизни. Этому способствовал, прежде всего, его мировоззренческий аспект, трактующий человека как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и к ближнему по примеру Иисуса Христа;

·               объявило равенство людей перед богом («все – дети Божии»);

·               объединило верующих во всеобщей любви к людям как к братьям;

·               дало новую цель - надежду на спасение и личное бессмертие в царстве Божием;

·               освободило человека от угнетения и нищеты – в загробном царстве;

·               переводило социальный протест в моральный.

Римская империя, которая была населена рабами и порабощенными народами разных верований, оказалась благодатной почвой для новой веры. Да и сам Рим, внешне грандиозный и могущественный, ничего не мог противопоставить христианской любви и вере в бессмертие, кроме формально-обрядовой религии, философии эпикурейства, скептицизма или стоицизма, где человек чувствовал себя беспомощным под ударами богов и судьбы.

В первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались жесточайшие преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры.

Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от греч. – «благая весть»): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начался разгром языческих храмов, были запрещены Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

Вторым источником средневековой культуры является античность. Отношение к античному наследию в средние века не было однозначным. Так, в VI в. Римский папа Григорий I говорил о неприемлемости языческого знания для христиан: «…какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых – Гомера, Виргилия, Меандра – читающим их?... Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа?».

Столь категоричная позиция отрицания, однако, не может скрыть того факта, что сама церковь прекрасно знала античное наследие. И более того, опиралась на него:

- в своем развитии христианство восприняло элементы античной философии и социальных утопий (Платон, Аристотель, идеи неоплатонизма);

-латынь была языком церкви, государственного делопроизводства, международного общения и науки;

- риторика, бывшая в античности частью образования, в средневековье стала основой богословия;

-  «Семь свободных искусств» античности (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия) стали главными сферами средневековой науки (кроме, пожалуй, последней). И это очень показательный факт: средневековая наука продолжила ту философскую направленность науки, которую задали древние греки, развив ее до предела: наука превратилась в абсолютно умозрительное и абстрактное доказательство бытия Бога, в котором нет места дисциплинам, изучающим реальный мир;

- римская архитектура продолжала служить средневековью в той или иной форме: римская базилика (тип общественного здания) стала основой христианского храма, многие римские сооружения стали каменоломнями для строительства соборов, а римские дороги и мосты верно служили еще тысячу лет;

- сам город Рим не потерял своего значения: в средневековье он стал религиозным центром и резиденцией Римского папы;

- технологии декоративного искусства Древнего Рима продолжали существовать: так римская мозаика превратилась в средневековый витраж, а роспись стен римских вилл – в храмовые фрески романского периода.

Третьим элементом средневековой культуры является варварское начало. Германские  племена (франки, ост-готы, англо-саксы), завоевавшие Римскую империю в V-VI вв., а позднее – кельтские племена, приняли христианство, но привнесли в него много нового, влившегося в культуру средневековья, в том числе:

- дохристианские мифы и культы (верования друидов, скандинавский, ирландский, древненемецкий эпос – Саги, песни о Нибелунгах, Старшая Эдда и др.);

- фольклор европейских народов: народная поэзия, сказки и сказочные персонажи, цикл о короле Артуре и др. Анонимность и сказочность вообще можно назвать типологическими чертами средневековой культуры.

- прикладное искусство варварских племен (богато украшенные оружие, утварь, украшения), перешедшее в богатство орнамента и отделки средневековых храмов и книжную миниатюру;

- главную черту варварского мира – отсутствие рабства, которая в условиях христианского средневековья понималась как равенство перед Богом.

Культура средневековья определялась  и реализовывалась преимущественно в рамках церкви. Роль церкви была всеобъемлющей, поскольку она:

- была посредником между людьми и Богом;

-  формировала мышление людей;

-  освящала светскую власть («Нет власти, иначе как от Бога»);

-  обладала монополией в сфере образования;

- была главным заказчиком в области науки и искусства.

Церковь пользовалась непререкаемым авторитетом, а религиозные правила и нормы не поддавались критике: «Римская церковь никогда не заблуждалась, и впредь, по свидетельству Писания, не будет заблуждаться… Не считается католиком тот, кто не согласен с Римской церковью», - указывал Римский папа Григорий VII.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.