Глобальный кризис культуры XX в. как результат смены типов культуры и альтернативные пути развития мировой цивилизации


На сегодня в обществе все больше осознается мысль о том, что человечество находится на крутом изломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы прошлого XX столетия, но и глобальный кризис общества, показателями которого является экономическая катастрофа, которая надвигается, исчерпанность ресурсов, наркомания и т.д. О наличии кризиса свидетельствует, прежде всего, искусство. Кризис проявляется в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности, примитивизации, ирационализации различных видов искусства. Многие художники XX в. отошли от изображения мира (людей, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на полотнах деформированным. Художники будто говорят людям, что мир совсем другой: абсурдный, бессмысленный. Достаточно вспомнить такие направления в живописи XX века, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д. Культурологи обращают внимание и на возникновение компьютерной графики. Речь идет о замене искусства его искусственной реальностью, создаваемой компьютерами в процессе осуществления программ машинной графики.
ХХ века, как никакое другое, насыщено драматическими событиями в социально-политической жизни. Это повлияло и на развитие духовной культуры. Именно культура ХХ века содержит многочисленные направления в искусстве, которые чаще не дополняют одн? ?дне, а наоборот, отрицают. Разные исторические коллизии отразились в этом обилии художественных направлений. Остановимся на самых важных.
Культура ХХ века не является явлением завершенным, потому выстроить стройную теорию культурной жизни этой эпохи достаточно сложно. Однако можно с уверенностью утверждать, что в наше время проявились две тенденции. С одной стороны, кризис духовности, характеризующееся отчуждением масс от культурных достижений человечества, унижением духовных ценностей, подмена их стереотипами массовой псевдокультуры. Кроме того, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества вернуться к духовным достижениям.
Относительно первой тенденции можно отметить, что духовный кризис резко обострилась после первой мировой войны. В философской мысли этого периода ситуация осмислювалась как общая культурная кризис, связанный с переходом к бездуховной суток мировой истории.
Кульминацией "одичания" человечества стала вторая мировая война, изобретение средств массового уничтожения людей. Продолжение оказались в межэтнических войнах конца ХХ в.
Относительно второй тенденции можно отметить, что современный человек пытается отыскать потерянные выходные моральные, религиозные, эстетические точки опоры. Для большинства этот поиск ограничивается тоской по прошлому с его постоянными жизненными устоями. Начинается бегство от свободы, необходимости выбора. Человек выступает не как творец, а как потребитель культуры. Распространяется так называемая "массовая культура" или "популярная культура", "индустрия развлечений", "коммерческая культура". В отличие от элитарной культуры, которая всегда ориентировалась на интеллектуальную публику, массовая культура ориентируется на "усредненный" уровень массовых потребителей. Распространяется культура книгопечатанием, прессой, радио и телевидением, кино, видео-и аудиозаписями. Массовая культура, или масскульт, создается специалистами своего дела, главным критерием для которых является коммерческий успех.
Однако на фоне этих кризисных явлений уже вырисовывается тенденция духовного оздоровления человечества.
Анализируя тенденции культуры XX века, необходимо остановиться на характеристике художественных направлений и течений этого времени.
На рубеже XIX - ХХ вв. развивался художественное направление, получив название импрессионизма. Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала ХХ века, наиболее полно видзеркалився во французском живописи (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсаро). Акцентируя как бы случайно пойманную взглядом мгновение непрерывного течения жизни, импрессионисты отказывались от сюжетной фабулы, свойственной академизма. В своих картинах - пейзажах, портретах - художники стремятся сохранить силу и свежесть "первого впечатления", которое позволяет схватить в виденном неповторимо характерное, не останавливаясь на отдельных деталях. Возникнув в живописи, импрессионизм нашел свое отражение в литературе (К. Гамсун, Т. Манн, С. Цвейг), музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Одним из принципиальных положений работы импрессионистов было творчество на пленэре (на воздухе). Они обогатили живопись колористическими достижениями, передачей световоздушной пространства:
Клод Моне (1840-1926) - "Впечатление. Восход солнца "(1872)," Руанский собор в полдень "(1894);
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) - "Портрет актрисы Жанны Самари" (1877);
Эдгар Дега (1834-1917) - "Голубые танцовщицы" (1844).
С середины 1880-х гг импрессионизм переживает кризис. Появляются новые его течения - неоимпрессионизм и постимпрессионизм.
Представители неоимпрессионизма Жорж Сера (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935).
Техника живописи обособленными штрихами - точками чистых тонов спектра, что привело к ограниченности в трактовке действительности. Новая колористическая гамма представлена ??в картине Поля Синьяка (1863-1935) "Ель. Сан-Тропез "(1909).
Среди постимпрессионистов, которые по времени действовали позднее импрессионистов, выдающиеся художники Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гонен (1848-1903).
В начале ХХ в. (1905) возникает направление фовизм (от фр. "Дикие"). Принцип фовизма - свобода творческих поисков, проявления субъективного взгляда на мир. Ярче идеалы фовизма отразились в творчестве Анри Матисса (1869-1954). Его полотнам присущи жизнерадостность, декоративность: "Красные рыбки" (1911).
Кубизм (1908) - механическое воспроизведение действительности из геометрических фигур, стремление с их помощью предоставить пласкисному изображению объемность. Невнятная цветовая гамма: серые тона, беж, белокурый, желтоватый.
Пабло Пикассо (1881-1973): голубой период - "Старик с парнем" (1903); розовый период - "Девочка на шаре" (1905); кубизм - "Портрет Амбруаза Волары" (1910).
Импрессионизм в музыке представлен прежде творчеством Клода Дебюсси (1862-1918). Опера "Пелеас и Мелизанда" (1902). Неизвестное и непонятное приносит ужас и несчастье, хотя то природа (таинственный, враждебный лес), либо человек (непонятная Мелизанда).
Экспрессионизм (от фр. Expression - выражение, выражение) - направление в искусстве первой трети ХХ в. Протестуя против мировой войны, социальных контрастов, засилье вещей, угнетение личности социальными неурядицами, художники сочетали протест с отражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представала в их произведениях одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на человечество и природу. Особое значение экспрессионизм приобретает в период между двумя мировыми войнами. Ему присуща эстетизация ужасного, страшного, крика, отчаяния, когда цивилизованность слетает с человека, как скорлупа, и он под ней со своими животными инстинктами. Мир враждебен личности.
Эдвард Мунк (1863-1944): "Крик" (1893), "Белая ночь. Девушки на мосту "(1903).
Экспрессионизм в музыке представлен композиторами нововенской школы А. Шенбергом, А. Веберном, А. Бергом.
А. Берг. Опера "Воццек" (1925).
А. Шенберг. Моноопера "Ожидание" (1910).
Сюрреализм (фр. "сверхреализм") - направление в искусстве ХХ века, ставило целью отражения надреальни, алогичных связей объектов реального мира, существующих только в подсознании человека и проявляючихся в состоянии сна, гипноза, транса или болезни . Границы личности и мира размыты, мир становится беспомощной массой явлений. Отсутствие исторического процесса.
Сальвадор Дали (1904). "Предчувствие гражданской войны" (1936).
Все эти направления относятся к модернизму.
Модернизм (фр. "современный") - это художественно-эстетическая система, что означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений со своими разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.
Мир жесток и абсурден, противоречия и конфликты нерешенные и безвыходные, а человек, погрузилась в эту действительность, одинока и обречена. Действия и поступки человека бессмысленны и бессильны, а обстоятельства, в которые она зажата, - враждебные ей и непреодолимы.
Таким предстает мир в западноевропейском искусстве XX - начала XXI вв.
Рассмотрим некоторые альтернативные пути развития мировой цивилизации, предлагаемых культурологи. Сегодня существует острое противоречие между полисной и неполюсною цивилизациями. Сейчас центром полисной (западной) цивилизации является Атлантический океан (а не Средиземное море). На периферии евро-американской цивилизации происходит розшатування традиционных структур. Сама же западная, евро-американская, цивилизация столкнулась с такими же проблемами, которые стоят перед Римской империей накануне ее краха (вспомним мысли А. Шекспира по этому поводу). Однако вход Украина в систему евро-американской цивилизации позволит полно раскрыться ее культурному потенциалу, и тогда она сможет сделать существенное влияние на развитие планетарной цивилизации.
Проблемы глобального характера настолько сегодня обострились, что предсказать, каким именно путем пойдет дальнейшее развитие человеческой культуры, весьма проблематично.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.