Новые черты мировоззрения

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

1. Представления о времени.

Человек эпохи Возрождения переживал процесс «омолаживания» времени, т.е. свою эпоху воспринимал как  период юности, молодости, попытку начать историю заново. Символично, что ранний цикл сонетов, канцон и баллад Данте был объединен в произведение под название «Новая жизнь». Ориентированность на вечную юность сближала эпоху Возрождения с Античностью, идеалом которой были нестареющие боги, тогда как средневековье выше ценило зрелость и старость, олицетворявшие опыт и мудрость.

Кроме того, эпоха Возрождения усовершенствовала и способ отсчитывать время: если в древности и средневековье были распространены водяные и песочные часы, то в XIV в. появились часы с колесным механизмом (Джованни Донни), а в XVI в. – часы с маятником (Галилео Галилей). Это позволило человеку буквально «увидеть» ход времени на циферблате, благодаря чему впервые в европейской культуре возникало осознание ценности времени, его неповторимости. Таким образом, Возрождение стало переходом от циклического понимания времени (античность и средневековье) к линейному, протяженному его пониманию (Новое время).

Другим аспектом появления часов становится «секуляризация» времени: если в средние века счет времени был монополией церкви, а миряне узнавали о времени только по звуку церковного колокола, то, начиная с эпохи Возрождения, каждый мог знать и распоряжаться своим временем самостоятельно.

2. Представление о пространстве.

Новым стало и понимание пространства. На смену средневековому геоцентризму пришла идея гелиоцентризма, предложенная Николаем Коперником, и разработанная Галилеем.

Другим открытием эпохи стала идея бесконечности мироздания. Джордано Бруно (XVI в.) описал в научном трактате образ, невозможный для средневекового человека:

«На крыльях своих я уверенно лечу воздушными путями,

Хрустальный свод мне не ставит преград,

Рассекая небо, лечу я в бесконечность,

И в то время, как сквозь бесчисленные регионы

Влекут меня к себе мириады звезд,

Я оставляю за собой прах земли».

                Подобную картину можно назвать научным прозрением, тем более поразительным, что реально человек увидел подобное лишь в эпоху космонавтики.

Новая идея пространства означала революцию в религиозных представлениях: ад и рай перестали быть «географическими» или «астрономическими» понятиями, у них не осталось реального места существования, как это было в средневековье. С этого времени ад и рай переместились в душу человека: ад становится символом зла и угрызений совести, а рай – символом добра и душевного мира.

Другим открытием эпохи можно назвать открытие нового пространства Земли. После открытия Колумбом Америки (1492), начали совершаться кругосветные путешествия, и помимо доказательств того, что земля круглая, европейцы открыли для себя существование множества земель, населенных людьми с разным цветом кожи, разными языками и культурами. При этом были разрушены средневековые представления о существовании полулюдей, великанов, чудовищных драконов, населяющих «окраины» земли (к примеру, известно, что в XII в. католическая церковь всерьез обсуждала вопрос о том, можно ли распространять христианство на «псоглавцев» – якобы существующих на земле людей с песьими головами).

3. Изменение религиозного мировоззрения.

Последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени и называют Данте Алигьери (1265 – 1321), автора «Божественной комедии», создателя итальянского литературного языка. В этом поэтическом произведении представлена еще вполне средневековая картина мира: автор описывает путешествие в ад, чистилище и рай, но в ней появляются новые черты.

Проводником Данте в загробном мире становится римский поэт Вергилий; в аду Данте наблюдает грешников, испытывающих вечные муки, но встречает и особый круг ада («лимб»), где грешники не испытывают страданий – ими оказываются великие мыслители и поэты античности; среди персонажей Данте – знаменитые правители итальянских городов и республик, которым автор выносит свои оценки и рассуждает о справедливости различных политических режимов. Но одним из самых значительных открытий Данте можно назвать новое понимание человеческой жизни: грешники в аду жалеют не о том, что не оказались в раю, а о том, что не могут вновь прожить жизнь – более красивую и достойную.

Новый смысл и ценность земной жизни стали главной идеей новой культуры.

Дж. Бруно создал учение о божественной вселенной, где красота растворена в каждом ее элементе. Эти идеи послужили основой возрожденческого пантеизма (представления о растворенности Бога в мироздании).

Об этом же говорит и возрождение атомной теории, которая была открыта в античности. Согласно возрожденческим представлениям, каждый атом - частица Бога, а это означает, что всякое тело, человек или государство не подчинены чьей-то внешней воле, а самостоятельны, как самодвижущиеся атомы. На место божественного провидения, таким образом, была поставлена свобода. Человек трактовался теперь как частица мирового божественного мира, сутью которой является свобода.

Отсутствие божьего промысла и идея свободы заставили по-новому взглянуть на проблему причинности событий; на первое место вышла Фортуна:

«…Правительница судеб, чтобы ей

Перемещать в свой час пустое счастье

Из рода в род и из краев в края…

…Она свершает промысел свой строгий,

И он невидим, как в траве змея.

С ней не поспорит разум наш убогий:

Она провидит, судит и царит,

Как в прочих царствах остальные боги,

Без устали свой суд она творит…»

                               (Данте. «Божественная комедия»).

Идея фортуны была неразрывно связана с доблестью, геройством и личными заслугами человека. «Фортуна любит героев, ведь и она лишь только женщина», - заметил Макиавелли. Удача, храбрость и свобода стали «святой троицей» эпохи Возрождения. Множество произведений возрожденческой литературы описывает приключения предприимчивого, неунывающего героя, авантюриста, порой из городских низов, не признающего устоев церкви (например, героико-комическая поэма Л.Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд»).

Другим выводом из идеи пантеизма становится идея о красоте человека. Если Бог растворен в мире и каждом из людей, то человек не только свободен, но и прекрасен. Средневековье подчеркивало уродливость человеческого тела как олицетворении греха (в изображении Адама и Евы), а распятый Христос изображался уродливым, чтобы показать, как унизил себя Бог ради людей.

Возрождение по иному трактовало образ человека. Уже во 2-й половине XIII в. художник Джотто изобразил человеческую красоту в религиозных сценах. А в XV в. гуманист Лоренцо Вала цитировал и доказывал слова Вергилия: «Мужество приятнее в красивом теле», а также: «Кто не восхваляет красоту, тот слеп и душой и телом». Образ прекрасного человека составил основу культуры Возрождения. Более того, эстетическая реакция на мир, природу и человека стали одной из главных характерных черт эпохи.

Идея человеческой красоты лежит в основе критики средневекового аскетизма. Эпоха Возрождения стремилась «реабилитировать» чувства человека. «Природа поставила перед тобой наслаждения и дала душу, склонную к ним, - писал в трактате «О наслаждении» Лоренцо Валла, обращаясь к отшельнику-монаху, - Ты же… предпочел вести жизнь одинокую и печальную, …и выступил против природы, под руководством которой мог бы жить счастливо, словно с ласковой матерью».

Переосмысление христианских ценностей в эпоху Возрождения зачастую доходило до уродливых, кощунственных форм. Так, в одном из произведений эпохи Христос обращается к монахине: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться… Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате молодого кавалера».

4. Новое понимание личности человека.

Стержнем эпохи Возрождения стало новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек был призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека отличается не только от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой мысли. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получила название «гуманизм» (от лат. Humanus – человечный).

Интерес к человеку и изучение человека стали основой новой культурной эпохи. Один из первых гуманистов Возрождения Франческо Петрарка (1304 – 1374) рассуждал о том, что нет смысла изучать природу зверей и не знать природу человека, для чего человек живет и куда направляется.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.