Характерные черты гуманизма

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

· антицерковная направленность;

·         признание человека гармоничным единством телесного и духовного начал, разума и страстей;

·         понимание человека как деятельностной, активной личности;

·         признание свободы разума и мысли;

·         признание творчества высшим проявлением человеческих способностей;

·         оптимистическое мировосприятие, стремление к полноте жизни.

«Талантливые, беспокойные, необузданные умы, быстро работающие, непомерно самолюбивые, никогда не довольные, со стоическими речами на языке, но падкие на деньги, на блага жизни, на почести и уважение, беспардонно заискивающие перед знатными и богатыми, злобно соперничающие между собой», - таков портрет эти людей новой породы, горделиво называвших себя гуманистами (А.Степанов).

Ф.Петрарка, духовный отец гуманистов, восклицал: «Насколько красноречие дороже самой жизни для всех нас, вращающихся в пыли литературной палестры, настолько горячее стремимся мы к славе, чем к добродетели!».

Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, станут основой культуры Нового времени.

Свидетельством новых взглядов на человека служат даже названия трактатов эпохи Возрождения: «О преимуществе и превосходстве Человека» (Фацио) или «Речь о достоинстве Человека» (Пико Делла  Мирандола) (для сравнения можно вспомнить средневековое послание Римского Папы: «О ничтожестве человеческого состояния»).

Примером новой личности может служить итальянский философ-гуманист Пико Делла Мирандола (1463 – 1494). В 20 лет он знал 28 языков, а его вера в безграничность человеческого разума и собственную образованность была так велика, что он был согласен пригласить 20 умнейших людей со всей земли, чтобы ответить на 700 самых трудных вопросов. Подобной самоуверенности не знала европейская культура, тем более после тысячи лет принижения средневекового человека.

Эпоха Возрождения приводила обоснования такого возвеличивания человека. Пико Делла Мирандола по новому трактовал историю создания человека Богом: сотворив человека и «…поставив его в центре мира, Бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению».

Свобода и самостоятельность были объявлены, таким образом, неотъемлемыми особенностями человека, но еще более значимой явилась мысль о человеке как о центре мира. Именно она стала основой нового мировоззрения – антропоцентризма, согласно которому человек считался высшей целью мироздания.

5. Обращение к античности.

Античная культура стала для эпохи Возрождения источником вдохновения и новых идей. Гуманисты видели в античности образец гармонии, разумного общественного устройства и пытались приблизиться к мироощущению древних. Возвращение к забытым достижениям античной культуры происходило в области науки, философии, литературы, искусства, классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры и становились образцами для изучения и подражания (например, Микеланджело изображает библейского Давида в образе античного героя).

Во Флоренции в XV в. была образована Платоновская академия, где просвещенная аристократическая публика училась красноречию, владению латинским и греческим, изяществу манер и искусству любви.

 Подражание античности было зачастую парадоксальным. Например, архитектор Альберти создал в Римини в готическом храме гробницу знатной дамы, на которой была латинская надпись: «Divae Isotta Sacrum», т.е. «Божественная Изота», как писали на римских надгробиях.  Пример этот весьма показателен: с одной стороны, эпоха Возрождения пыталась возродить языческую античность, но с другой стороны, творцы Возрождения были людьми христианской культуры, и античность не могла стать для них органически близкой.

Эпоха Возрождения стала, таким образом, опытом соединения несоединимого: языческой и христианской культур. Ярким примером такого опыта можно назвать творчество Боттичелли, который изображал языческих богинь с лицами Мадонны.

Примечательна в этой связи точка зрения О.Шпенглера, который считает эпоху Возрождения культурным регрессом: Европа ничего не создала нового, а лишь механически повторила старые открытия.

6.       Понимание творчества.

Эпоха Возрождения не была голословной, ставя человека в центр мира, на место Бога. Мыслители Возрождения находили тому убедительное доказательство: Человек подобен Богу, т.к. он способен творить. Способность к творчеству стала для эпохи Возрождения главным достоинством человека. Творчество ценилось выше богатства и титулов (особенностью гуманизма можно назвать своего рода враждебность к власти золота и богатства).

Множество примеров признания за художником высшего статуса представляет эпоха Возрождения, среди которых – Джотто, позволявший себе дерзости и замечания в адрес Неаполитанского короля, или Микеланджело, слава которого была так велика, что его имя не нуждалось в титулах и даже фамилии.

Идеал эпохи Возрождения - это человек – создатель, универсальный гений, не знающий границ, стремящийся охватить невозможное, объединить божественное и человеческое. Примером является Микеланджело, который как творец создает новый мир во фресках Сикстинской капеллы. Такое понимание человека получило название возрожденческого титанизма. Лучшим примером этому служит фигура Леонардо да Винчи.

В своем творчестве он словно соревновался с природой и Творцом, словно конструировал и выстраивал мир из природного хаоса. Его «Джоконда» - пример «высшего синтеза» на основе всех знаний о природе и человеке. Когда зритель пытается наделить ее определенными эмоциями или приписывает ей то или иное душевное состояние, он разрушает замысел Леонардо: для Леонардо эти категории мелки; этика, душа, вера слишком человечны. Его замысел надчеловечен – все сразу и ничего конкретно: личность, возраст и пол Джоконды (существует версия, что это автопортрет Леонардо в молодом возрасте и образе женщины), время суток, время года, география пейзажа и даже его земное происхождение остаются вопросом для зрителя. «Мона Лиза улыбается как сама вселенная» (А.Якимович).

7. «Оборотная сторона титанизма».

Невиданная до эпохи Возрождения попытка художника встать над природой обернулась и попыткой встать над человеком. «Сатанинским искушением» называл это исследователь  культуры А.Ф.Лосев и видел в возрожденческих идеях проявление имморализма.

Действительно, повседневная реальность эпохи весьма своеобразно воплотила идеи гуманистов о свободе человека. Ничем не ограниченная свобода превратилась во вседозволенность и презрение ко всяческим моральным нормам. Примеров тому множество. Для мести в церквях отравляли чаши со святой водой. Папа римский Александр IV сам случайно отравился ядом собственного приготовления. В резиденции римского Папы устраивались оргии, римские Папы со свитой ездили на охоту. Священникам запрещалось «ради денег делаться сводниками проституток», монахи предавались оргиям, а писатели сравнивали монастыри с вертепами. Неаполитанский король Ферранте держал своих врагов в клетках, откармливал, убивал, засаливал их и подавал к столу своим недругам, а феррарский герцог имел обыкновение гулять по городу голым. «Оборотной стороной титанизма» называл это А.Ф.Лосев.

Античность дала своеобразное основание для двойной морали: опираясь, смотря по обстоятельствам, то на христианские, то на античные авторитеты, ренессансному человеку было легко оправдать любой помысел, любой поступок.

Антиподом гуманизма стали, по сути, взгляды итальянского мыслителя Николо Макиавелли (1469-1527), оправдывавшие использование  любых средства для достижения цели. Макиавелли в своей книге «Государь» выражал идею о том, что политик свободен от запретов морали, сравнивая его с кентавром: «Новому государю необходимо владеть природой как зверя, так и человека». Это стало первым осознанием трагического противоречия между общечеловеческой моралью и политическими интересами.

Самоотрицанием возрожденческого гуманизма явились также идеи английского гуманиста Томаса Moра (1478-1535) и итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.

Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

- проторенессанс (треченто) – конец XIII – XIV вв.

- раннее Возрождение (кватроченто) –  XV в.

- высокое Возрождение (чинквеченто) –1 половина XVIв.

- позднее Возрождение – 2 половина XVI – начало XVII вв.

Проторенессанс (период XIII – начало XIV вв.) во многом подготовил почву для искусства Возрождения. Этот период ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Николае Пизано, и автора фресок Джотто ди Бондоне (1266/1267 – 1337) с чьим именем связан поворот к реалистическому искусству,

     Ранний Ренессанс. К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки (1304-1374). Он остался в истории Возрождения как первый гуманист и страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, воспевающие возвышенную любовь к женщине.

Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313-1375) – автор сборника реалистических новелл «Декамерон», ставшего сатирой над церковью, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом.

Наследие выдающегося мастера кисти Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1445-1510), работавшего при дворе Медичи во Флоренции, отличают тонкий колорит и настроение грусти.

Скульптор Донателло (ок.1386-1466), возрождая античные традиции, первым представил в скульптуре обнаженное тело.  Для его искусства характерна реалистическая манера.

Один из основоположников архитектуры Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377-1446) возродил основные элементы античной архитектуры, талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

Высокий Ренессанс. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.

 Леонардо да Винчи (1452-1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками.

В творчестве Леонардо наиболее полно выразился универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов.

Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483–1520) вошел в историю мировой культуры как создатель живописных шедевров,  проникнутых изяществом и мягким лиризмом («Сикстинская мадонна»). Мастер знаменит также росписями парадных залов Ватиканского дворца (фреска «Афинская школа») и архитектурными проектами.

 Последним мастером Высокого Возрождения был  Микеланджело Буонарроти  (1475-1564) – великий  скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты,  его называют прежде всего  первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (общая площадь фрески - 600 кв. метров).

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Дочь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени  скульптуры «Ночь»:   

«Отрадно спать, отрадней камнем быть

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.
                Прошу, молчи, не смей меня будить».

Искусство Венеции.  На период Высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Во второй половине XVI в. Венеция, сохранившая республиканское устройство, становится своеобразным оазисом и центром Ренессанса. Среди художников венецианской школы - Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт». Величайший представитель венецианской школы – Тициан Вечеллио (1477 или 1487 -1576). При жизни он получил признание в Европе. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего колористических и композиционных задач («Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.)

Поздний Ренессанс. Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической церкви. Церковь пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику  великих мастеров Возрождения (так называемый маньеризм). Среди наиболее крупных художников маньеризма Якопо Понтормо (1494-1557), Франческо Пармиджанино (1503 – 1540), Анджело Броизино (1503-1572), для которых характерен идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты.

   


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.