Культурология как наука о культуре. Предмет и задачи культурологии


Культуру как отдельную отрасль изучали еще с античных времен. Она исследует присущую ей специфику в разных отраслях науки, в частности археологии, этнографии, психологии, истории, социологии, искусствоведении и др. Однако лишь в начале XX в. начали предпринимать попытки обобщить эти дисциплины, приблизиться к синтетическому понимание термина "культурология" и ввести его в научный оборот. Одним из первых это сделал американский ученый Лесли Уайт. Его последователями в этом направлении были европейские ученые. Отдельные косвенные попытки трактовки культурологических концепций того времени делали Ф. Ницше, А. Шпенглер, В. Розанов, Н. Бердяев, Ф. Достоевский, И. Франко, П. Флоренский и др. Они преимущественно опирались, с одной стороны, на философские основы, с другой - на художественно-образное осмысление культуры в художественных произведениях, что давало возможность постичь философско-культурные явления как феномен целого.
Особенности и трудности становления культурологии как науки вызванные ее многоплановостью, ведь она - многомерный феномен. Известно много определений культурологии, среди которых можно выделить три основных:
1. Культурология - это комплекс дисциплин, изучающих культуру по исторической вертикали ее развития, социальному функционированию с определением конечного результата системности культурного феномена.
2. Культурология - это совокупность дисциплин, которые определяют культуру и пытаются постичь ее как целостное явление с учетом достижений сопутствующих дисциплин, а также, с позиции культурологии национальных, региональных особенностей в их историческом развитии.
3. Культурология - это самостоятельная научная дисциплина в системе социально-гуманитарных знаний.
Итак культурология - это наука, которая изучает специфику развития материальной и духовной культуры цивилизаций, этносов, наций в конкретно-историческом периоде, их взаимосвязи и взаимовлияния.
Современная культурологическая наука считает своим предметом систему знаний, которая могла бы концептуально влиять на формирование культуры общества, стать самостоятельной отраслью общественно-гуманитарных знаний. Базовой системой культурологии есть наука о культуре. Известная почти тысяча определений термина "культура". Понятие "культура" (от лат. Cultura - уход, возделывание, воспитание) классически сформировано еще в Древней Греции. К тому времени его понимание было таким широким, что сегодня тождественно использования в научной практике невозможно. На нынешнем этапе развития культура делится на два больших направления:
1) личностное формирование человека;
2) универсальное средство общественной жизни.
Наиболее приемлемым является дуалистическое трактовку:
Культура - это вид деятельности, средствами которого по исторической вертикали создаются духовные и материальные ценности. Однако существуют и другие дефиниции.
Термин "культура" первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Итак, в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало - и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

В более узком смысле культура - это область духовной жизни общества, охватывающая перед всю систему воспитания, образования, духовного творчества (особенно искусства), а также учреждения и организации, обеспечивающие ее функционирование.
В то же время под культурой понимают уровень образованности, воспитанности человека, а также уровень овладения определенной областью знаний или деятельности. Поэтому можно определить культуру производства, труда, языка, быта, культуру политическую, правовую, моральную, эстетическую, сельско-хозяйственную и т.д. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.
Культура зависит от средства производства, то есть имеет периодизацию, что соответствует истории человечества: культура первобытного общества, античности, средневековья, Возрождения и т.д. Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи с изменением общественно-экономических формаций имеет место смена типов культуры, однако это не означает разрыва в ее развитии, уничтожения старой культуры, ее традиций и культурного наследия, поскольку каждая новая формация с необходимостью, но одновременно избирательно наследует культурные достижения предыдущей. Культура - это явление общечеловеческое. Культура определенного периода состоит из памятников философской мысли, литературы, архитектуры, произведений изобразительного искусства (живопись, скульптура) и музыки.
Культура как наука выдвигает перед собой следующие задачи в процессе исследования феномена культуры:
- Анализ культуры как системы культурных феноменов;
- Исследование ментального содержания культуры;
- Выявление типов связей между элементами культуры;
- Исследование типологии культур и культурных единиц;
- Решение проблем социокультурной динамики;
- Исследование культурных кодов и коммуникаций.
По своей сути культура является историческим. Относительно материальной культуры, то это выражено в степени освоения мира природы, изменении материальных условий существования людей, орудий их деятельности, характере материальных условий существования людей, орудий их деятельности, характере материальных потребностей. Историчность духовной культуры наглядно представлена ??в развитии духовного мира человека и общества, эволюции содержания духовных ценностей и социальных норм, в развитии знаний о вселенной, смене исторических типов мировоззрения. Историчность характеризуется значимости той роли, которую выполняют в культуре традиции и новаторство, этническая неповторимость или, наоборот, высокая степень ценностно-технологической сходства культур разных народов, доминирование в них общечеловеческого.
Общечеловеческое - это идеальная форма всеспильности, реально достигнута человечеством на данном ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур.
Культура представляется не как линейный процесс, состоящий из необратимым временной последовательности прошлого, настоящего и будущего, а как система, в которой соиснують прошлое, настоящее и будущее, между которыми возможен диалог. И этот межкультурный диалог реализуется в человеке.
Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческим проработкой культурных достижений прошлого.
В чрезвычайно сложных исторических условиях формировались основные черты и тенденции, которые стали основой украинской культуры, национальный характер, дух "украинской души", идеал украинского человека. Неся в своем культурном достояния большое наследство грековизантийской и культуры, Украины сыграла роль "донора" в политике "вестернизации" России в ходе реформ Петра I, истощила свои ресурсы и перешла в XIX столетия в разряд "неисторических" или, по определению украинского историка М Драгоманова, "плебейских" народов.
В дальнейшем в условиях жесткого преследования всяческих проявлений национального сознания и стремлений к самостоятельной культуры, она все же сумела сохранить свою национальную науку, литературу и искусство. Даже в эмиграции, живя в тяжелых материальных и психологических условиях, в культурной жизни украинский среди других эмигрантов занимают первые места.


Предыдущие материалы:
    Следующие материалы:
    Внимание!
    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.