Недостатки и противоречия просветительских идей


1. Утилитаризм и крайний прагматизм: признание ценным только того, что полезно (для Вольтера символом нового мира была Лондонская биржа, где проявляются свобода и терпимость, где люди не зависят от национальности и вероисповедания).

2. Критическое восприятие любых накопленных ценностей культуры. И.Кант называл XVIII в. «эпохой критики», но достигающая своего предела критическая мысль дает в итоге ноль, пустоту, развенчивает старые ценности и не создает новых. Недаром Кант подчеркивал, что надо «отважиться знать» на просветительский лад: этот обоюдоострый инструмент не только полезен, но и опасен для разума и человека.

3. Предельный рационализм, игнорирование человеческих чувств и понятия «душа». Как следствие этого, к концу века можно обнаружить присутствие страшных сил ада, подсознательных влечений человека-зверя в «Исповеди» Руссо и в сочинениях де Сада.

4. «Итоговый» характер идей, претензия просветителей на завершенность всех идей и принципов, стремление быть «последней истиной».

5. Двойственность просветительских идей: если на поверхности господствовала оптимистическая вера в прогресс и исправление человека, то в глубине души просветители признавали порочность и неисправимость человеческой натуры: «Наша душа лучше приспособлена ко лжи, нежели к правде» (П.Бейль). Просветители были солидарны с идеями Макиавелли, что христианская вера «сделала мир бессильным и предала его в жертву негодяям». Если человеку дать волю, то он покажет свое истинное лицо (жадность, зависть, жестокость, глупость, самомнение) и наступит «война против всех», как описывал в «Левиафане» Т.Гоббс. Вольтер откровенно говорил, что просвещение недоступно для низших классов, обреченных на ручной труд: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло». Исправлять «заблудший» мир невозможно, умнее будет пользоваться слабостями и пороками людей для того, чтобы строить разумный и правильный порядок.

Т.Гоббс и Б.Спиноза, Б.Мандевиль и Д.Вико, Ш.Монтескье и Д.Дидро мыслили именно в таком парадоксальном ключе: как увеличить общественное благо, используя дурные свойства людей (к примеру, Мандевиль рассуждает о том, что отравители и изготовители ядов помогают в развитию химии и биологии). Притом, как предположил Гоббс, в благом деле улучшения жизни людей полезны скорее крупные, масштабные пороки людей. Как следствие - оправдание лозунга Макиавелли «Цель оправдывает средства».

Разумеется, подобные идеи оттолкнули бы большинство людей, потому философию просветителей можно делить на «признанную» и «скрытую». Вольтер в письме к Тьерио сформулировал свои рекомендации к собратьям просветителям: «Ложь есть зло лишь тогда, когда она приносит зло. Она представляет величайшую добродетель, когда она приносит добро. Итак, будьте добродетельны как можно более. Лгите без зазрения совести, без стеснения, и не время от времени, но отважно и постоянно».

6. Оправдание насилия «во благо»: просветители разрабатывали идеи о том, как сделать людей счастливыми и правильными против воли самих людей. Просветители считали, что люди сами не знают, в чем их благо и каковы высшие ценности, потому допустимо и даже рекомендуется насилие во благо людей, как в социальном проекте Д.Бентама об «идеальной тюрьме», когда заключенный ни одной минуты не остается без надзора. Такой способ идеального контроля со стороны власти автор рекомендовал также для организации школ, фабрик, работных домов, деловых контор и других ячеек общества. Общество света, свободы и разума представлялось в виде такой социальной конструкции, в которой негде укрыться от тотального надзора.

Но главным поражением политических взглядов просветителей стала Великая французская революция, которая началась под лозунгами Просвещения, а закончилась небывалым террором, изобретением гильотины, восстановлением империи и десятилетием Наполеоновских войн.

7. Вывод из идеи Д.Локка и философов-сенсуалистов XVIII в. (Э.Кондильяк и др.) о том, что человек – существо беспокойное, ищущее и недоверчивое. Если прежде христианство стремилось избавить человека от беспокойства, то просветители видели в сомнении и неудовлетворенности мощное орудие мысли и культуры. Для последующей мысли Запада идея о «тоскующем человеке» стала основной, но неизбежным следствием ее для человека становится трагизм, отчаяние и «пожирание самого себя». Уже XVIII в. успел это почувствовать и выразить в произведениях Д.Юма, де Сада, Д.Свифта. В полной мере это проявится в культуре XIX в. в творчестве Ф.Гойи, Ш.Бодлера, Ф.Ницше.

Искусство XVIII в. отмечено двумя художественными направлениями: продолжает свое развитие класицизм и возникает новый стиль - «рококо».

В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным Просвещением и стал общеевропейским стилем, выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

Так, во Франции периоду революции предшествовало и сопутствовало развитие республиканского классицизма (творчество Ж.-Л.Давида, Ж.А.Гудона). Лидер французского классицизма в живописи - Жак Луи Давид (1748- 1825). С трибуны революционного Конвента и с трибуны якобинского клуба его признали художником, «чей гений приблизил революцию». Творчество Давида воплотило героическую эпоху. Художник возрождал идеи античности, воспринимая ее как пример гражданственности.

В годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил революционный дух и превратился в консервативное направление (ампир) (творчество Ж.О.Д.Энгра (1780- 1867)). В манере классицизма также работали: в Германии – А.Р.Менгс, И.Г. Шадов (1764-1850), в Италии – А.Канова (1757-1822), датчанин Б. Торвальдсен (1768-1844).

Другим направлением искусства этого времени стало рококо (от франц. «рокайль» -  раковина). Этот стиль стал выражением духа французской аристократии, которая если и не понимала, то чувствовала, что эпоха ее величия и блеска заканчивается. Девизом новой эпохи стали слова: «После нас хоть потоп» и «Жизнь коротка, давайте веселиться». Они наглядно демонстрируют, что героические идеалы и государственные интересы аристократии остались в прошлом, теперь смыслом ее жизни становится гедонизм, погоня за удовольствием.

Для рококо характерен уход в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических приключений или восточной экзотики. В искусстве рококо господствовал прихотливый орнаментальный ритм, декоративность, изысканность, дух интимности и комфорта (художники А.Ватто, Ф.Буше, О.Фрагонар, Н.Ланкре).

Эпоха Просвещения была сложным и противоречивым явлением. Просветители были материалистами и идеалистами, сторонниками рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

Но как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.