Основные тенденции развития западноевропейской культуры ХХ – начала XXI века


 

1. Глобализация.

XX век представлял собой постоянный процесс сближения и унификации различных культурных миров.

Население Земли XX века можно разделить на 3 основные группы:

1) сохранившиеся архаические культуры собирателей и охотников, которые составляли не более 3 % населения Земли (малые народы Севера, Амазонии, Океании и др.);

2) большая часть населения (две трети)– это представители традиционной, аграрной культуры (страны Азии, Африки, Южной Америки);

3) одна треть населения представляла собой индустриальное общество, развивающееся под влиянием научно-технического прогресса (страны Европы и Северной Америки, некоторые страны Азии).

Главной тенденцией  XX века стало определяющее влияние промышленно-развитой части мировой культуры на все остальные. Различие в экономических, политических и культурных укладах разных стран и народов постепенно сглаживалось под влиянием промышленно развитых европейской и американской культур.

Научно-техническая революция не только необычайно увеличила хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связала воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур. Тенденция к сближению цивилизаций Запада, Востока и Юга пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины XX в. сближение стало необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Параллельно развивается обратная тенденция – тенденция антиглобализма.

2. Соотношение тенденций космополитизма и культурной самобытности.

Динамика развития мировой культуры в XX в. – создание культуры «планетарного» мира, с единым информационным и технологическим пространством. Но именно в XX веке, когда распространение универсального образа жизни и универсальных культурных ценностей стало небывало сильным, впервые встала проблема культурной самобытности (этнической , культурной, языковой). Практически параллельно в мире идут процессы культурной унификации и национально-культурного самосознания.

Примерами могут служить процессы, происходящие в объединенной Западной Европе, где унифицированые правовые, экономические, политические ценности и нормы ведут к появлению единой общеевропейской культуры. К примеру, большинство крупных культурных проектов в Европе, в областях архитектуры или кинематографа, осуществляются усилиями многих стран. Но даже в Европе борьба за сохранение национального культурного облика стоит остро: так, Франция болезненно следит за чистотой собственного языка, сопротивляясь проникновению в него англицизмов. Пример тому – проведение во Франции Национального диктанта, в котором принимают участие все желающие и который превращается поистине в общенациональное событие.

В масштабе всего мира это тенденция более трагична, т.к. западный образец культуры, обладающий множеством достоинств, зачастую вступает в противоречие с национальным особенностями, и это вызывает либо воинственное противостояние, либо медленное размывание национальной культуры.

3.Тенденция экологизации сознания.

Впервые в XX веке в мировоззрении человека произошел отход от антропоцентризма: пришло осознание, что человек – неотъемлемая часть природы, часть планетной биосистемы. Возникла наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Хищническое отношение человека к природе привело к тому, что проблемы экологии в первую очередь понимаются как защита окружающей среды от действий самого человека.

Новыми явлениями, не существовавшими до XX века, стало воздействие научных изобретений на природу и здоровье самого человека. Наиболее ярким примером может служить проблема клонирования,  решать которую придется человечеству в XXI веке. Кроме того, многие не существовавшие до XX в.  болезни, являются результатом человеческой деятельности: лучевая болезнь, коровье бешенство, возможно, СПИД. Не выявленными являются воздействия на человека, а главное – на его генофонд, многих современных технических средств, без которых человек уже не может представить существование: электромагнитное и микроволновое излучение бытовых приборов и сотовых телефонов, ультразвуковое воздействие средств медицинской диагностики и т.д.

Все это ставит перед человеком проблему нового осознания самого себя и своей природы. В связи с этим все большее значение приобретают восточные религиозные учения и практики, говорящие о единстве человека и природы.

4. Тенденция космизации сознания.

Успехи научной мысли, воплощенные в технике, послужили основой для возникновения характерного для человека XX века ощущения космичности своего бытия.

Первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.), первая высадка человека на Луну (21 июля 1969 г.) стали началом нового представления человека о масштабах своего существования. Космизм – уникальное явление современной культуры. В работах известных космистов П.Тейяра-де-Шардена, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человека, единства человека и космоса.

Можно говорить о возникновении в XX веке новой, космической культуры, основными идеями которой являются:

- новое качество взаимоотношений человека и природы;

- понимание человека и его разума как новой геологической и космической силы;

- объединение человечества;

- активное участие человека в космической эволюции;

- создание космической этики и др.

Космос сделался предметом надежд человечества в решении многих проблем современной цивилизации. В XX веке возникли новые отрасли знания и научные дисциплины: космическая биология, космическая медицина, астрогеология, космическое право и др. Космос стал неотъемлемой частью человеческого мировоззрения: мечта об инопланетных контактах породила целый пласт мировой художественной культуры - научную фантастику (в литературе, кинематографе, музыке).

5. Тенденция смены индустриального типа культуры.

XX век был веком утверждения и расцвета общества индустриального типа. Для него характерны:

- крупное механизированное производство;

- частная собственность и бизнес – основные условия функционирования общества;

- подчинение живого труда капиталу;

- массовое, стандартизированное производство;

- ориентация на новшества, преодоление традиций;

- эстетизация техники (футуризм);

- существование «универсального» образа жизни;

- подчинение индивидуализма общественным нормам;

- господство буржуазных ценностей: богатство (законное), власть, профессионализм, успех. Главные фигуры индустриального общества – политик и банкир.

К концу XX века все эти параметры в развитых промышленных странах достигли своего максимального развития, а с появлением новых факторов (роботизации техники, создания глобальной информационной системы, поиска новых источников энергии) наметилась тенденция перехода к новому типу общества – постиндустриальному (З.Бжезинский, Э.Тоффлер, А. Печчеи, Д.Фейблман, Е.Масуда). Сутью нового общества становится освобождение интеллектуального и творческого потенциала человека от влияния технологической, экономической или политической систем.

Тенденциями развития постиндустриального общества и постиндустриальной культуры являются:

- развитие новых высоких технологий и новых источников энергии;

- освобождение человека от физического труда;

- многообразие в сфере производства, отказ от массового производства;

- децентрализация и рассредоточение производства (удаление его от места жизни человека);

- минимизация промышленных объектов и материально-вещественной продукции;

- отказ от урбанизации;

- ослабевание классовых различий;

- смена производственных сфер сферами интеллектуального труда;

- отказ от универсального образа жизни: свобода образовательных, политических, профессиональных, религиозных, этических, сексуальных предпочтений;

- отказ от массовых технологий образования;

- интерес к малым культурам и их развитие;

- смена типа производства и хранения культуры: от книжной культуры («Гуттенберговской») к экранной, основанной на развитии глобальной информационной системы; ее черты -  общедоступность, экстерриториальность, компактность, отсутствие проблемы языка и времени, свобода выбора;

- новая система ценностей: знания, информация, свобода. Главная фигура постиндустриального общества – эксперт.

Тенденция формирования постиндустриального общества является, безусловно, лишь одним из сценариев возможного развития, однако, следует подчеркнуть, что в любом случае, человечество связывает дальнейшие перспективы с научно-техническим развитием.

6. Техногенная цивилизация.

XX век – век создания техногенной цивилизации, которая открывает перед человеком неограниченные возможности общественного развития. В этом же кроется и главная опасность для существования человека.

Человек, с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом, оказался частью, деталью социальной и технологической машины общества XX века. «Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке» (К.Ясперс). Современное общество исключает уникальность человеческого «Я», т.к. образцом процесса познания становится инженерное мышление с его стандартами и технологиями. Целью общественного развития становится наращивание материального богатства на основе обновления техники.

Выдающиеся мыслители и гуманисты XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры: «…на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет его духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества…» (А.Швейцер).

В результате в культуре XX века возникло противоречие двух установок: сциентистской (от лат. – знание, наука) и антисциентистской. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. «Наука – чума XX века», утверждают критики науки. Разрыв в способе понимания мира оказался столь велик, что возникла ситуация, когда «…на одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания…» (Ч.П.Сноу).

Новым явлением века стало и сомнение в необратимости и ценности научного прогресса. Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, проблема ядерных и химических отходов, катастрофические последствия промышленного воздействия на природу, - все это оборачивается чувством бессилия перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое отразилось в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безвыходный характер.

Особенно остро рассматривается эта тема во второй половине XX века, став темой научной фантастики и кинематографа (произведения С.Лема, Р.Бредбери, Р.Айнлайна фильмы - «Терминатор», «Матрица» и др.).

Процесс утраты человеком ощущения собственной уникальности отразился в возникновении новых типов культуры – массовой и тоталитарной.

7. Массовая культура.

                До XX века традиционно выделялись два уровня культурной дифференциации: первый - фольклорная, народная, не письменная, анонимная культура и второй - «высокая», «элитарная», профессиональная, письменная, «классическая» культура. В XX веке развился и занял господствующее положение новый тип культуры – массовая культура.

                Термин «масскульт» принадлежит американскому ученому Д.Макдональду. Его первоначальное значение было: «пародия на высокую культуру». Однако, очень скоро этот термин получил более широкое значение и стал обозначать совершенно новое, самостоятельное и очень широкое явление XX века.

Как явление массовая культура зародилась в Новое время. Условиями ее формирования были следующие процессы:

- индустриализация;

- урбанизация;

- трансформация сословных обществ в национальные;

-  демократизация;

- становление всеобщей грамотности;

- развитие технических средств тиражирования и трансляции информации.

Только в XX веке все эти процессы получили полное развитие, результатом чего явилось возникновение нового широкого слоя людей – жителей городов, работающих на производстве, получивших политические права и образование и нуждающихся в заполнении своего досуга. Однако, в силу множества причин, существующая «высокая» культура не соответствует их запросам, т.к. требует особого уровня подготовки для восприятия, но и народная культура также не может их удовлетворить. В результате формируется общедоступная, но профессиональная и достаточно качественная массовая культура, которая, в отличие от «высокой», не требует от потребителя «духовной работы» или «нравственного очищения». Ее характерные черты:

- обращение к огромной аудитории;

- противостояние «высокой», фундаментальной культуре;

- ориентированность на среднюю норму (смысловую, языковую, выразительную…);

- цель существования - развлечение;

- условие существования – коммерческий успех;

- предоставление широкой возможности выбора.

Однако, массовая культура очень скоро перестала пониматься как только художественная сфера и стала означать унифицированный стиль жизни человека XX века. Среди ее основных направлений и проявлений можно выделить следующие:

- индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, технологии коллективного воспитания и образования, внедрение в сознание стандартизированных норм и установок); 

- массовая общеобразовательная школа, основывающаяся на типовых программах и стандартизирующая основы научных, философских и религиозных представлений;

- средства массовой информации;

- система национальной или государственной идеологии и пропаганды;

- массовая социальная мифология (упрощение сложной системы ценностной ориентации человека);

- организация и стимулирование массового потребительского спроса (реклама, мода и др., формирующие стандарты «престижных» интересов и потребностей);

- индустрия формирования имиджа и «улучшение» физических данных в соответствии с модой (массовое физкультурное движение, индустрия услуг в спортивной сфере, средства изменения внешности и др.);

- индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная» литература, развлекательные жанры кино, эстрада, рок- и поп-музыка, «разговорные» жанры эстрады, шоу-индустрия, профессиональный спорт).

Адаптированная к невзыскательным  интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, использующая средства технического тиражирования и ее «доставки на дом» посредством электронных СМИ, массовая культура достигает эффекта психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительным однообразием производственной повседневности.

Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества оказывается «человек массы». Масса же - это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы».

В анализе кризиса западной культуры большую роль сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.

8. Тоталитарная культура.
                Новым явлением XX века стало возникновение нового типа культуры -  тоталитарного.

Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20 – 50-е гг. (СССР, Италия, Германия, Китай, Северная Корея, Вьетнам, страны Восточной Европы и др.).

Отличительные черты тоталитарной культуры:

- жесткая управляемость сверху;

- политическая и идеологическая заданность;

- опора на массовый, аффектированный энтузиазм народа;

- подчеркнутая преданность (зачастую вынужденная и показная) правящему режиму и его вождям;

- клишированность форм и апелляция к простейшим архетипам сознания;

- псевдодемократизм, выражающийся в поэтизации безликого «простого человека» из народа и безудержной апологетике самих народных масс как воплощения вековой мудрости и правоты;

- милитаризация всех сфер культуры (морали, науки, искусства);

- стремление к «сияющему будущему», подкрепляемое величественными аналогиями в героическом прошлом.

Главная цель тоталитарной культуры в любом ее варианте – консолидация и сплочение нации вокруг деспотического и жесткого режима.

Тоталитарная культура держится на пропаганде партийной идеологии, военизированном «порядке», апологии «силы», преувеличении роли «гос.тайны» и охране ее от многочисленных внутренних и внешних «врагов», поддерживании напряженной атмосферы «осажденной крепости» и «шпиономании», нетерпимости к любой «инаковости» и насаждении «эталонного примера для массового подражания» в труде или борьбе с врагами.

Тоталитарная культура консервативна и архаична, т.к. обращается к упрощенным мифологическим архетипам. Ее любимые образцы – атлет, борец, вооруженный воин, величественный вождь, мать-героиня, семейная идиллия, ликующие и воодушевленные массы, объединенные в торжественном шествии, военном или спортивном параде, в боевом строю или трудовом порыве. Все это представлялось с пафосом, показной «правдивостью», зрелищностью и доступностью для самого малограмотного члена общества.

Фактически тоталитарная культура заменяла реальность идеологическим проектом светлого будущего. Ее основная функция – «перековка» человека из «старого» в «нового». Во всех этих преобразованиях культуре отводилась роль «служанки режима». В результате творческая интеллигенция делилась на «благонадежных» и «изгоев», «отщепенцев» (декадентов, формалистов, диссидентов и др.). «Верх» и «низ» в культуре менялись местами: народные массы «поучали» и «просвещали» деятелей культуры, последние смиренно «учились» у народа.

Следствие этого – выбор художественной культурой весьма ограниченных средств для самовыражения: или громоздкий и пафосный неоклассицизм, или псевдонародный и пропагандистский соцреализм.

Возникновение в XX веке двух моделей культуры – массовой и тоталитарной – свидетельствует о значительных сдвигах в развитии общества. Оба типа культуры исключают индивидуальность, творческую самостоятельность человека. В этом их сходство. Основные отличия двух культурных моделей следующие:

- массовая культура основана на коммерции, а тоталитарная – на идеологии;

- цель массовой культуры – развлечение, а тоталитарной – воспитание;

- возможность выбора в массовой культуре и его отсутствие в тоталитарной.

9. Модернизм как тенденция художественной культуры XX века.

Наряду с существованием массовой культуры в культуре XX века существует культура элитарная (это сосуществование не распространяется на тоталитарное общество).

Элитарная культура (от франц. – отборное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура обращена к избранному меньшинству общества, которое, как правило, является одновременно ее творцом и адресатом. Элитарная культура выступает как инициативное и творческое начало.

Элитарная культура сознательно противостоит культуре массовой, культуре большинства. При этом элитарная культура нуждается в массовой, т.к. строится на разрушении шаблонов масскульта (включая пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику). Со своей стороны, массовая культура использует достижения элитарной, адаптируя их к восприятию большинством общества.

XX век, век демократизации культуры, углубил противоречия между элитарной и массовой культурой.

Сами представители элитарной культуры осознавали свою миссию как творцы, опережающие свое время, не понятые современниками. Применительно к XX веку, эту роль исполнили модернисты.

Модернизм – условное обозначение периода европейской культуры конца XIX – середины XX века (от эпохи импрессионизма до появления театра абсурда и «Нового романа»). Главной идеей модернизма является ориентация на новое, разрушение норм и правил классической культуры, и, в первую очередь, протест против позитивизма и реализма.

Характерными чертами модернизма являются:

- не описание, а моделирование реальности (направления в живописи – фовизм, кубизм, примитивизм);

- признание человеческого сознания первичным источником творчества; не материалистическая, а идеалистическая или агностицистская позиция (творчество художников-абстракционистов, романы Г.Гессе, Р.Музиля);

- не конфликт героя и окружения, а расщепление внутреннего мира, напряженность и абсурдность бытия (творчество Ф.Кафки, писателей и художников-экспрессионистов, философия и литература экзистенциализма – А.Камю, Ж.-П.Сартр);

- не самоценность этапов становления человека (семья, или детство, или любовь), не воздействие внешнего мира, а их подсознательные переживания, «самоотчет ощущений», «поток сознания» (творчество М.Пруста,  Д.Джойса,  В.Вулф, писателей и художников-сюрреалистов). 

10. Постмодернистские тенденции.

Начиная с 80-х годов XX века, основным направлением современной философии, науки и искусства становится постмодернизм (т.е.все, что после модернизма). Термин «постмодерн» употребил одним из первых Р.Панвиц в начале XX века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов А.Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени.

Основными принципами постмодернизма являются следующие:

- соответствие ценностям постиндустриального общества: главный принцип - свобода и информация;

- отказ от признания существования объективной реальности: есть лишь множество субъективных интерпретаций;

- признание любого феномена культуры текстом, не отображающим реальность, а творящим новую;

- отсутствие единых смыслов даже в масштабе отдельного слова (существует слово и его история, а не его смысл);

- отказ от существования истины и ее поисков (отказ от понятий Бог, душа, разум, Я и др.);

- отказ от целеполагания;

- разрушение единого стиля культуры;

- отказ от авторитетов любого ранга (государство, законодательный разум, национальная идея, нормы поведения, великие имена прошлого и др.);

- отказ от серьезности  (игра, ирония).

Базовыми понятиями, лежащими в основе постмодерна, являются: симулякр, открытая форма, парафизика, деконструкция, случай, игра, поверхность…

Отказ от поисков новых ценностей приводит к тому, что основным методом постмодернизма становится цитирование, культурная опосредованность: интерпретация, коллаж, попурри, пародия, римейк, ремикс и др.

 ХХ век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами.  

Сегодня можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определяющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развития, трансформации уже за пределами XX в. Так, не вызывает сомнения, что сегодня все более утверждается понимание исторической ограниченности европоцентризма. Весьма явным остается наличие полярных точек зрения (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Наконец, нельзя отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюся в постоянном появлении и формировании наряду с традиционным образом культуры нового образа, связанного с глобальными общечеловеческими идеями. Сегодня все более выдвигаются на передний план общепланетарные категории наряду с этическими, что является основой возникновения нового типа культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.