Культура Киевской Руси

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Формирование древнерусского государства начинается во второй половине IX в. Славяне принадлежат к народам индоевропейской семьи. Праславяне населили территорию древнерусского государства в III-II тыс. до н.э. Им противостояли сначала киммерийце, затем - скифские колена. Собственным именем стали именоваться с VI в. н.э.
Формирование древнерусской народности принадлежит периоду IX-X вв. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с финно-уграми и балтами. К этим временам относится понятие "Русь". В широком смысле "Русь" означала все земли восточных славян, подвластные Киеву. В узком смысле (географическому) - место, лежащей к югу от Киева, между реками Рось, Росава, Днепр.
Древнерусское государство сложилась во 2-й половине IX в. Это была раннефеодальна государство, хозяйственную основу которой составляло земледелие. Тем самым обеспечивалась устойчивость культурных традиций, принятых Киевской Русью от скифских земледельческих племен, а также в целом от праславянского этнической общности.
Древнерусская культура ориентировалась в своем развитии на Византию, объяснялось уровнем развития материальной культуры и выбором Древней Русью православия.
В Киевской Руси закрепилась древнерусская литература, которую внедрили Кирилл и Мефодий.
Наряду с развитием письменности возникает интерес к проблемам эстетики. Важными категориями эстетики является красота, образ, символ, канон. С принятием христианства за искусством утверждается признание познавательной и культовой функции на противодействие смеховой эстетике языческой эпохи.
Книжная культура Киевской Руси в значительной степени носила философский характер. Имели широкое распространение переводы книг по философии, риторике, грамматике. Кириллицей написаны все известные произведения XI в. (И последующих веков): Остромирово Евангелие, Изборника 1073 и 1076 гг, "Слово о Законе и Благодати", Мстиславово Евангелие, "Повесть временных лет". Эти произведения - не единственные памятники, на основании которых можно составить представление о характере и уровне распространения письменности в Киевской Руси.
Забота об образовании со времени принятия христианства взяли на себя государство и церковь. При Владимире в Киеве существует государственная школа для детей из ближайшего окружения князя. Создавались библиотеки при монастырях и церквях. Ярослав основал библиотеку Софии Киевской, его сын Святослав создал собственную княжескую библиотеку. Князь Николай Святоша на книги потратил свою казну и подарил их Печерскому монастырю.
В древнерусских школах училось много выдающихся летописцев, литераторов, богословов, философов, публицистов. Среди них летописцы Никон Великий, Нестор, Сильвестр, митрополит-публицист Иларион, епископ Кирилл Туровский, митрополит-идеалист Клим Смолятич, Даниил Заточник.
Летописания на Руси возникает во времена Аскольда - 60-80 гг. IX в. ("Летопись Аскольда"). В 1039 г. при Софийском соборе был создан летописный произведение, получившее название древнейшего Киевского свода. В 70-80 гг. IX в. летописание ведется в Десятинной церкви, Киево-Печерском монастыре, где в 1078 г. игумен Никон создал самостоятельный летописный свод. Никон выступил и как редактор собранных ранее материалов, и как автор основного текста летописи 1039-1078 гг Летописный свод 1095 связан с деятельностью игумена Киево-Печерского монастыря Иоанна. В начале XII в. в Киево-Печерской лавре создается летопись, названный его автором Нестором "Повесть временных лет". Это произведение вобрало весь опыт исторической письменности предшествующего периода и достижения европейской мысли, традиции византийской культуры. Во введении к "Повести" Нестор представил картину мировой истории, показал место славян и Киевской Руси в современном ему мире, утвердил идею взаимосвязи и взаимообусловленности истории всех народов, осудил княжеские междоусобицы. Нестор - широко эрудированный человек: он постоянно обращается к Библии как высшего авторитета исторических знаний средневековья, к многочисленным византийских хроник. Летопись доведен до 1110 г. Он дважды подвергался редактированию (за Владимира Мономаха и Мстислава): в 1116 г. - игуменом Вида ¬ бецького монастыря Сильвестром, в 1118 г. - Мстиславом Владимировичем (или по его приказам). Вследствие этого в летописи появилась норманнская концепция древнерусской истории, которая не соответствует исторической действительности.
Кроме Киева летописание велось в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Галиче, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Ростове. В XII-XIII вв. появляются новые формы исторических произведений: сказания, семейные хроники, военные повести, жизнеописания князей.
Характерная особенность летописания эпохи феодальной раздробленности - его вузькоземельна приуроченность. Кругозор летописцев не распространялись за пределы отдельных княжеств. Исключение составляет киевское летописание, которое и в настоящее время сохраняло общерусский характер.
Наряду с исторической письменностью на Руси развивалась оригинальная литература: агиографическая (жития святых), философько-публицистическая, художественная. Подоплека литературы составляла устное народное творчество: эпические и лирические песни, предания и легенды. Особое место занимали былины киевского и новгородского циклов (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Садко, Василий Буслаев). До наших дней дошло немного памятников литературных произведений эпохи Киевской Руси, но и из тех, что сохранились, можно сделать вывод о высоком уровне развития литературы этого периода. Среди выдающихся памятников произведение митрополита Иллариона "Слово о Законе и Благодати", агиографические произведения Нестора "Чтения о жизни и погубление Бориса и Глеба" и "Житие Феодосия Печерского", "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание" митрополита Клима Смолятича, проповеди и поучения епископа Туровского Кирилла, "Слово о полку Игореве", "Хождение Даниил Заточника".
"Слово о Законе и Благодати" Илариона, провозглашенное 1050 в Софии Киевской, стало манифестом самосознания русского народа. Иларион сравнивает деяния Ольги и Владимира Святославича с византийцами Константином Великим и Еленой. Ярослав стал продолжателем дел отца, он сравнивается с Соломоном и прославляется как зодчий Киева и Софии Киевской.
Изборник 1076 г. отвечает на вопрос "како подобает человеку быти". Впервые признаются социальные противоречия: меньшинство богатых роскошествует, а "большая часть мира сего в нищете есть". Праведники бедные живут мало, а богатые "многие лета". Изборник призывает к всеобщей любви и взаимного всепрощения.
Главная идея "Поучение" Владимира Мономаха - тревога за судьбу Руси, призыв заботиться о своей земле и подданных: "Всего же паче убогих не забывай ... не давайте сильным погубить человека. [...]. Более всего гордости не Имейте в сердце, и в уме, но говорите: смертны есть, днесь живы, а заутра в гроб. [...] Старые чты яко отца, а молодые яко братью ".
На первый план в "Наставлении" выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священный долг князя - забота о благе своего государства, ее единства, строгая сохраняемость клятв и договоров.
Среди церковной литературы выделяется "Чтения о жизни и погубление Бориса и Глеба" Нестора Печерского. Это рассказ о жизни и смерти младших Ярославичей. Они приняли ее с мученической покорностью и явили пример христианской смирения.
В конце XII в. написано "Слово о полку Игореве" - жемчужина древнерусской художественной литературы. Автор поэмы видит причину трагедии на Каяле в разобщенности князей. Поэтому ведущей становится идея единства Русской земли.
Научные знания находились под влиянием трактатов Козьмы Индикоплова. Он считал Землю четырехугольником, омываемый океаном и внутри имеет два моря - Средиземное и Каспийское и два залива - Персидский и Аравийскую. За океаном также является земля, окруженная стеной, которая переходит в небосвод. Автор "Повести временных лет" Нестор видел Землю иначе. Он перечислил все страны Европы, Азии, Северной Африки, их моря, реки, острова. Описывая путь "из варяг в греки", говорит, что с Варяжского моря можно приплыть в Рим, а из него - в Понтийское (Черное) море, куда впадает Днепр, а он, в свою очередь, сочетается с варяжским морем системой рек и озер .
Определенных успехов достигла медицина: лечили травами, но делали и хирургические операции (находки пинцетов и специальных ножей). В Киеве жили два выдающихся врачи Агапит и Армянин (конец XI-XII века), которые были популярны у киевлян и конкурировали между собой.
Архитектура городов Киевской Руси определялось прежде деревянными постройками. Шедеврами народного житлобудування были дома зажиточных слоев населения, так называемые "хоромы". Они состояли из комплекса помещений - "сени", "истба", "клеть". В крупных городах хоромы имели два и более этажей. Беднота жила в однокамерных жилищах плоскостью около 20м2. На Юге эти дома возводились на каркасно-столбовой конструкции, обмащувалася глиной и билилася. Жилье напоминало позднюю Украинский дом.
Выход Киевской Руси на международную арену, знакомство с византийской культурой и внедрение христианства обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. С ней князья ассоциировали и государственную мощь, и собственное величие, они должны были жить во дворцах, не хуже византийские, и храмы не должны были ни в чем уступать Царьградский.
В конце Х - начале XI в. на Руси сложились необходимые условия для строительства каменных сооружений. При Владимире лучшей постройкой считалась Десятинная церковь (996 г.), древнейший каменный храм Руси. Он был выдержан в византийском стиле. При Ярославе зодчество набирает четкие национальные черты (Софийский Собор, 1037).
Во второй половине XI в. культовое строительство разворачивается и в других древнерусских центрах.
С 30-х гг. XII в. культовая архитектура оживляется в городах удельных княжеств. Количество храмов росло, но их размеры уменьшались, архитектура упрощалась, внутренняя отделка становилось менее изысканным.
Высокого уровня в Киевской Руси достигло прикладное искусство. Орнаментальными композициями, сочетали элементы языческой и христианской символики, покрывались бытовые вещи, украшения, оружие, домашняя утварь (металлические, керамические сосуды), резные костяные изделия.
Ремесленники Руси овладели технологией стеклоделия, майоликовых керамики. Этому способствовало строительство каменных сооружений, украшенных внутри смальтой и керамическими глазурованными плитками.
Резьба по дереву и кости - популярный вид художественного ремесла на Руси. Деревянными украшениями украшались фасады деревянных, срубных домов, косяки, лодки, сани, вещи домашнего обихода.
Резные по кости вещи пользовались широким спросом за рубежом. Это шкатулки, образки, рукоять ножей, зеркал, ложки, шахматные и шашечные фигурки. Предметы покрыты геометрическим орнаментом, а также растительным. Встречаются и сюжетные композиции.
Важной частью древнерусской духовной культуры была музыка. Бытовали обрядовые песни, танцы, представления, связанные с языческими верованиями (календарно-земледельческий цикл). Существовали народные профессионалы - скоморохи, актеры и музыканты. Они выступали при княжеских дворах, на городских площадях. Эти скоморошеские спектакля резко осуждались церковью. В поучениях и проповедях они называются "языческими" обычаями, "сатанинскими" обрядами, "бесовских плясание и скаканиямы". Инструментарий достаточно развит: гудки, свирели, гусли. В рассказе Киево-Печерского патерика об искушениях Исаакия говорится, что бесы "удариша в сопел, в гусли и в бубны и начаша им играти".
После принятия христианства распространился хоровое пение (унисонний и многоголосный).
Все вышеизложенное дает основание сделать вывод о высший международный уровень достижений культуры Киевской Руси IX-XIII вв. Этот яркий период развития мощной восточнославянского государства было прервано монголо-татарским нашествием.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.