Религия как  форма духовной культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Религия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия  (от  лат . religare  – связыват ь) – ст ремление  человека   к  жизни  в  единст ве  со  сверхъест ест венными   силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими  в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.

Религия  основана  на  вере,  выражается  в  мировоззрении,  мироощущении, культе  (поклонении   божеству)  и   в   различных   формах   объединения   верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические,  связанные    с    ограниченностью    познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

·   психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

·   антропологические,  обусловленные особенностями человека как  особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨   мировоззренческая функция: любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, – мировоззренческие, смысложизненные;

¨   компенсаторная     функция:     религия      компенсирует     ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация – это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨   коммуникативная  функция    реализуется  в  общении  а)  верующих  друг  с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨  регулятивная   функция:  с    помощью   определенных  идей,    ценностей,

установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨   интегрирующая-дезинтегрирующая  функция:  религия  объединяет  людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨   культурно-транслирующая   функция:   религия   способствовала   развитию письменности,  книгопечатания,  искусства,  а потому  способствовала  накоплению  и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨   легитимирующе-разлегитимирующая   функция:   религия   придаёт    статус законности  институтам,  нормам,  образцам  или,  наоборот,  утверждает  их незаконность.

Типологии религий

В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические (вера в одного Бога);

2) политеистические (языческие религии, восточные культы – вера во многих богов);

3) трансформировавшиеся  в    религию    философские    учения    (буддизм,


конфуцианство).

По степени распространенности:

1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);

2) локальные,  национальные  религии  (характерные  для  одного  народа  или региона – иудаизм, синтоизм, даосизм).

Национальные, локальные  религии   –  это  религии,  которые не вышли за рамки одной страны или региона.

Индуизм – историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.

Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных   они   эволюционировали   к   более   абстрактным,   взглядам.   Так

сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к  X  –  VII  вв.  до  н.э.  Что  же  включает  религиозно-философская  система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала – пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы,  –  духовное  начало).  Взаимосвязь  пуруши  и  пракрити  является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.

Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства.  Доасизм  и  конфуцианство  составили  два  взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником    философско-религиозной    доктрины    доасизма    признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения – фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао  и Дэ.  Дао  (дословно  –  путь) –  это  Великий Закон и Абсолют  одновременно. Обычно  даосы  говорят  о  двух  Дао.  «Безымянное  Дао»  порождает  вселенную,

«Именуемое   Дао»   создает   конкретные   вещи.   Дао   неразрывно   связано   с   Дэ (благодать). Дэ – это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи,  Дэ вскармливает их,  воспитывает их,  делает зрелыми,  ухаживает за ними  ».  («Дао  дэ цзин», №51).

Конфуцианство – основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель  этого  учения  –  Конфуций.  В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.

Синтоизм.  Синто (дословно – путь богов) – национальная религия японского народа.  Уже  в  I-III  вв.  н.э.  в  Японии  бытовали  предметы   культа  и   обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская  поклонение как «своим»,  так и иным  богам  одновременно.  Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.

Иудаизм – первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании  евреев  Яхве  принимает  образ  Творца  мира,  носителя  всего  сущего  и


покровителя  евреев –  «избранного  народа».  Тора и Талмуд  –  «священные  книги»

иудеев.

Мировые религии  – эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.

Буддизм – мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога – творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм – своеобразных элементов психофизического  мира.  В  буддизме  существует  пять  начальных  требований:  не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.

Христианство – мировая религия, возникла у иудеев в I в.  н.э.  Основатель христианского учения – Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу – Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия – Пасха.

2.  Католицизм   (пер.  с  гр.  –  вселенская).  Догмат  католичества,  во  многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца,  но  и от Бога - Сына («филиокве»).  Отсюда повышенное  внимание  к человеческому пути Иисуса, главный праздник – Рождество, основной символ – распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

3. Протестантизм. В XVI в. Европу охватила Реформация – движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения – чтение Библии, проповедь, индивидуальные  и  коллективные  молитвы,  пение  религиозных  гимнов.  Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Ислам   –   мировая   религия.   В   переводе   с   арабского   «ислам»   означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед – основатель ислама. Коран и Сунна –  «священные книги»  мусульман.   В исламе  признаются  пять  религиозных правил веры: аш – шахада – исповедание веры; ас – салат (намаз) – молитва; ас – саум

– пост; аз – закят – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество.

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.