Искусство  как  форма духовной культуры



Искусство - одно из самых удивительных созданий человечества. Это многоярусные буддийские пагоды, скорбный лик Богоматери на русских иконах, совершенство античных статуй и грандиозность средневековой готики,  прекрасные образцы мадонн Возрождения, величайшие произведения Пушкина, Шекспира, гениальная   музыка   Баха,   Бетховена,   Чайковского,   скульптуры   Фидия,   Родена, Вучетича, спектакли Станиславского, Брехта, фильмы Феллини, Тарковского и богатейший мир других творений.

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство   –  это  специфический  род  духовного   освоения   человеком действительности, формирующий и  развивающий  его  способности  творчески преобразовывать  окружающий  мир  и  самого   себя  по  законам   красоты»  [6, с.449].

«Искусство      –    одна      из      специализированных       сфер      культуры, функционально решающая задачу  интеллектуально-чувственного отображения бытия  в художественных образах» [13, с.229].

«Искусство  – особый способ освоения  действительности, специфическая– художественно-образная – сфера человеческой деятельности» [14, с.36].

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни.  Художественность  искусства  следует  рассматривать  как  особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая,

присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное        отражение         жизни         отличается         ассоциативностью,

иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ  не просто  копирует,  «списывает натуру». Он проявляется  в виде  творческого  отношения  к  действительности,  сделанного  с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника.  Неслучайно,  искусство  называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного  объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем  любви,  дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться  с  точкой  зрения  автора,  но  мы  должны  ее  уважать  (это  особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).


В современном искусстве делается упор  на  отход  от  объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения  и  самосознания  художника»  [6,  с.  159].  Но  как  бы  далеко  не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира,  оно  оказывается  предельно  условным.  Художественное освоение  действительности  не  претендует  на  то,  чтобы  быть  самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут  быть  различными  (например,  кино  или  балет;  реалистическое  или символическое произведение и т.д.)

Важнейшей особенностью художественного образа является также слитность интеллектуального и эмоционального, «единство мысли и чувства»,взгляда и настроения, убеждения и ощущения, понимания и симпатии или антипатии. Не случайно, искусство называют школой чувств. Эмоциональную выразительность искусства нельзя трактовать односторонне: сводить содержание искусства только к выражению чувств, эмоций, а деятельность мысли - отдавать науке. Искусство выражает и чувства,  и мысли художника.  Нельзя  не  согласиться  с  М.С.  Каганом, который отмечает, что «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако, пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…» [14, с.263]

Все вышесказанное представляется особенно актуальным в свете наводнившей наш экран низкопробной продукции массовой культуры (триллеры, мыльные оперы, песни - однодневки и т.д.), апеллирующей прежде всего к эмоциям и не дающей пищи мысли,   разуму.   Соотношение   эмоционального   и   рационального   может   быть различным в творчестве разных художников,  в разных видах искусства,  в  разных художественных направлениях (музыка и литература; рационализм классицизма и эмоциональность сентиментализма и т.д.) Однако, художественность, поэтичность сохраняются  лишь  до  тех  пор,   пока  интеллектуальная   сторона  содержания   не вытеснит эмоциональную, или же наоборот.

Особенности содержания  в искусстве  определяют  характер  художественной

формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является  также крайностью,  ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение  картины  мира  в  XX  веке  вызвало  к  жизни  и  новое  художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного  отражения  жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.

Как  всякая   развивающаяся  система,   искусство   отличается  гибкостью   и подвижностью,  что  позволяет  ему  реализовать  себя  в  различных  видах,  жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство - явление социальное и выполняет в обществе множество функций. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально         и         выполняет        познавательную,         воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических          позиций,           творческого           метода.           Так,           в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная  функции (искусство  как радость,  удовольствие, наслаждение,  как  отдых  для  «усталых  нервов»),  в  советской  культуре  – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная  и воспитывающая  функции,  модернизм  ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения,         делая         его         или         дидактически         поучающим         или поверхностно-развлекательным,   а   также   приводит   к   неравномерному   развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития  искусства и выполнения  его великой роли в жизни общества.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.