Наука  как  форма духовной культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область  человеческой деятельности,  обособленная    в   процессе   разделения   труда   и   связанная  с  выработкой     и     теоретической      систематизацией       объективных     знаний     о действительности.

Целью  и  высшей  ценностью  науки  является  поиск  объективной  истины,  а критерием    истинности    научного    знания    выступает    предметно-практическая деятельность человека (всего человечества).

Науку в целом можно рассматривать как:

1.  особую систему знаний, выработанных человечеством о мире;

2.  особую     систему      общественных      организаций     и       учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания;

3.  особый    вид     деятельности     –      систему     научных     исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимых по особым правилам.

Понятие о науке как системе знания конкретизируется через ряд  критериев научного познания, таких, как:

·   объективность: природные объекты и их отношения должны быть познаны такими, как они есть, из их собственных предпосылок;

·   теоретичность – рациональная обоснованность, доказательность знания;

·   нацеленность на познание сущности – оснований, закономерностей объекта природы;

·   проверяемость в опыте, эксперименте;

· системность  –  упорядоченность  научного  знания  по  осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического знания.

Функции науки:

1) познавательная;

2) описательная;

3) объяснительная;

4) прогностическая.

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Эта система знаний разделяется на множество  отраслей знания  –  частные науки,  которые различаются тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

Каждая наука имеет свой предмет и метод. Под предметом подразумевается то,

что исследуется, под методом –  каким способом осуществляется это исследование.

Наиболее  распространенной  типологией   наук    является   т ипология    по

предмет у и мет оду. Принято делить все науки на естественные (науки о природе) и гуманитарные (науки о культуре). Кроме того, выделяют социальные (об обществе) и технические (о технических системах) науки.

По ст епени удаленност и от практ ики науки могут быть:

-  фундаментальные,   которые   выявляют   основные   законы   и   принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

- прикладные, направленные на непосредственное применение результатов научного       познания       для       решения       конкретных       производственных       и социально-практических проблем с опорой на закономерности, установленные фундаментальной наукой.

Роль  и  место  науки  в  культуре  на  разных  этапах  развития  общества  была разной. Так, в истории формирования и развития науки выделяются несколько этапов:

1) возникновение науки в древней Греции с VII в. до  н.э.  (Пифагор,  Платон,

Аристотель);

2) XVI  -   XVII   вв.,   когда  в   результате  научной  революции  происходит


оформление   науки   как   особого   социального   института   (Г.Галилей,   И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.); развитие науки обеспечивает бурное развитие общества, но связь с производством еще очень слаба;

3) XIX в., когда наука, благодаря тесной связи с производством, превращается в непосредственную производительную силу общества, воплощаясь в новые технологии, технические средства и превращаясь в отрасль массового производства.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.