Культура казачества и украинского барокко


Распад Киевской Руси и монголо-татарское нашествие привели к упадку экономической, политической и культурной жизни Украины с середины XIII в. Княжества оказались в полной зависимости от татарского хана. С середины XIV в. украинские земли (Киев, Чернигов, Переяслав, Подолье, Волынь) присоединены к Великому княжеству Литовскому. За эти времена литовские князья приняли православие, русская речь стала официальной. Во второй половине XIV в. начинается экспансия Польши, которая завершилась оккупацией Галичины и части Волыни (1366). Возник острый религиозный, социальный, этнический конфликт. Впоследствии Польша и Литва договорились и в 1385 г. заключили Кревскую унию: литовский князь Ягайло стал польским королем. Он обязался вернуть литовцев в католичество, земли Литвы и Украины присоединить к Польше.
В конце XV в. окрепла Московское государство. Иван III провозглашает, что земли Киевской Руси должны быть присоединены к Москве. Украина оказалась между двух огней: с одной стороны, латинизация и спольщення, с другой - омосковлення. Кроме этого, в XV-XVI вв. длительная непрерывная борьба с татарской ордой, от которой ни Литовский, ни польский правительства не могли защитить. Это задание выполнило украинское казачество.
Начало казачества приходится на XV в. В 1550 г. Дмитрий Вишневецкий (Байда) построил Запорожскую Сечь. В конце XVI в. вследствие политических обстоятельств значение казачества растет.
Важным фактором культурного процесса в Украине была православная церковь, которая осталась единственным институтом выражения самобытности украинский.
Фатальными были последствия Люблинской унии 1569 г., согласно которой большая часть украинских земель (Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Киев, Брацлав) перешла к Польше, а меньшая - в Москву. В это время украинская культура и церковь получили тяжелые притеснений. После Люблинской унии иезуиты основали свои коллегии в Ярославе, Львове, Каменце, Луцке, Виннице, Киеве. Они доказывали, что православие находится в таком безнадежном положении, что единственным выходом для его сторонников есть сочетание с Римом.
На защиту Украинской Православной Церкви выступили братства. Они возникали в среде мещан и ремесленников. Организовывались с целью удержания порядка в храмах, заботы о больных, помощи бедным. Впоследствии братства стали выступать в защиту православия как организаторы школ при церквях. Особенно значительной была их деятельность в XV-XVI века, когда развернулась борьба с окатоличиванием.
Первые братства возникли во Львове. Старейшим является братство при Успенской церкви, основанное 1439
В 1596 г. было заключено Брестская церковная уния. С единой православной церкви образовались униатская, или греко-католическая (соединенная с Римом), и православная церковь, которая во второй половине XVII в. подпала под власть Московского патриархата.
Высшее православное духовенство, часть шляхты, мещан пошли за унией. Униатская конфессия сохраняла православную обрядность, но признавала римского папу головой и догмат исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Однако рядовое духовенство, часть шляхты во главе с князем Константином Острожским (1526-1608), братства, крестьяне, казачество остались православными.
Межконфессиональная борьба имела плохие последствия: православные с презрением относились к униатам как изменников; римо-католики не считали их за полноправных граждан, унижали, они не были поляками.
Процесс формирования украинской культуры в XIV - первой половине XVII в. отразил сложное движение окончательного формирования украинского этноса, который завершился в XVI в. Причинами медленного культурного развития Украины этого времени стали последствия татаро-монгольского нашествия, завоевания украинских земель литовцами и поляками, агрессии Крымского ханства и Османской Империи.
В XV - первой половине XVI в. выходцы из Украины получали образование за границей в Краковском, Пражском, Болонском университетах. Так, Павел Русин (1470-1517) и Юрий Котермак (1450-1494) учились в Краковском университете. Последний стал ректором Болонского университета.
Во второй половине XVI - первой половине XVII в. в Украине продолжали действовать школы при церквях и монастырях, однако это уже не отвечало требованиям времени. Возникает новый тип школы - греко-славяно-латинская, в которой национальные древнерусские традиции сочетались с положительными достижениями западноевропейской школы и науки того времени.
Первой учебным учреждением такого типа в Украине стала Острожская высшая школа (1576), основанная князем Острожским. Эта школа собрала известных деятелей культуры: ректором был писатель Герасим Смотрицкий, среди преподавателей - печатник Иван Федоров (г.р. невод. - 1583), Демьян Наливайко (брат Северина Наливайко), Василий Суражский, Клирик Острожский (псевдоним неизвестного писателя) .
В настоящее время братские школы активизировали свою деятельность. Так, Львовское Успенское Братство имело даже соответствующий статус для своей школы, так называемый "Порядок школьный", по которому и велось обучение.
В братских школах наряду с изучением общеобразовательных наук, большое внимание уделялось преподаванию "Мусик - церковной пения", знаний теории композиции. Искусство пения в церковных хорах XVI-XVII вв. достигло высокого профессионального уровня.
В начале XVII в. в Украине начали возникать иезуитские школы: в Ярославе (1575), Львове и Луцке (1608), Киеве (1615), Остроге (1624) и других городах.
Важным центром образования и науки стала Киевская коллегия, созданная в 1632 г. Она просуществовала до 1817 г. Эта коллегия приравнивалась к западноевропейских академий и в 1701 г. Указом Петра I получила этот статус официально. Киево-Могилянская академия оказала значительное влияние на развитие культуры, искусства и образования Украины.
Первоосновой учебной программы, помимо изучения языков, были семь свободных наук - грамматика, риторика, пиитика, философия, математика, астрономия, музыка. Вроде Киевской открывались коллегиумы в городах Чернигове, Переяславле, Харькове.
Среди других известных деятелей, окончивших Академию, М. Козачинский (работал в Сербии), Г. Конисский (в Беларуси), Симеон Полоцкий (белорус), Епифаний Славинецкий (крупнейший ученый того времени), Дмитрий Туптало (проповедник, митрополит Ростовский, автор 4-томника "Четьи Минеи"), Стефан Яворский (епископ Рязанский), Феофан Прокопович (преподаватель философии и поэтики в Академии, влиятельная фигура времен Петра I, ему принадлежит воззвание "О папский приговор Галилею").
На фоне духовной культуры украинского народа выделяется фигура выдающегося церковного и культурного деятеля Петра Могилы (1597-1647). В соавторстве с игуменом Киево-Печерской лавры И. Трофимовичем он заключил "Православное исповедание веры", где преподает основы веры православной, очищенной от чужих влияний. За проведенную работу Петр Могила был награжден степенью доктора богословских наук. Этот труд оставалась единственным учебником в обучении веры вплоть до XIX в.
Образование в Украине тесно связана с книгопечатанием. Изобретение Иоганна Гутенберга (40 годы XV века), который разработал технологию печатного процесса (изготовление печатных форм с применением подвижных литер, прессу), быстро распространился в Европе. В XV в. типографии возникают в Праге, Кракове, с XVI в. - В Украине-белорусских и литовских землях. Своей деятельностью прославился белорусский просветитель Франциск Скорина (1490-1540). В Украине печатание впервые осуществил Иван Федоров (? - 1583). Он издал "Апостол" (1577), Острожская Библия (1581). Вместе с Петром Мстиславцем начинал работу в Москве, где издал "Апостол" (1564).
Украинская культура начала XVI - первой половины XVII в. переживала этап своего Возрождения. Ее типичными признаками были распространение идей гуманизма, утверждало исключительность земного человека. Наиболее ярко это проявилось в литературе, которая излагалась латинском.
Основоположниками гуманистической культуры в Украине в XV-XVI вв. следует считать Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Лукаша, Станислава Ореховского.
Распространение гуманистических идей в Украине начал Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, Георгий из Руси, Юрий из Львова). Высшее образование получил в Краковском и Болонском университетах, доктор философии и медицины. В Болонье преподавал (1478-1482) медицину и астрономию, был ректором Болонского университета (1481-1482).
В конце XVI - начале XVII в. в Украине распространилась полемическая литература. Полемика между православными и католиками велась и вокруг различий в вероучении, и вокруг вопросов общественной и культурной жизни украинского народа.
Среди полемистов выдающиеся деятели культуры Герасим и Мелетий Смотрицкий, Иван Вишенский, Василий Суражский, Клирик Острожский, Христофор Филарет, Захария Копыстенский и анонимные авторы.
В конце XVI - начале XVII в. развивается поэзия. Лучшие образцы принадлежат Памва Беринда, Касияну Саковичу, Григорий Желиборському, Григорий Кирницькому.
Продолжается летописания, в основном летописи белорусского происхождения. Ближайший к историографии Украина "Супрасльский летопись" (первая половина XVI века)
Наиболее интересной летописной достопримечательностью является Густынский летопись ("Кройника"), составленный около 1623-1627 Захарией Копыстенским и переписан иеромонахом Михаилом Лосицким в 1670. Особенность летописи составляют литературные вставки о начале литературы, происхождение названия "Русь", возникновение казачества.
В XVI - первой половине XVII в. определенных достижений достигли музыкальная культура и театральное искусство.
Центральное место занимали исторические песни и думы - эпический вокально-инструментальный жанр, в котором соединились трагедийность, героика и лиризм. Типичным является свободная строение поэтических и музыкальных фраз, развернутый инструментальный сопровождение. Исполнителями дум и исторических песен были кобзари (лирники, бандуристы), путешествующие по Украине, воспевая героическое прошлое.
По характеру событий думы делились на "Невольницкий плач", морализаторские, героические ("Маруся Богуславка", "Самойло Кошка"). Были такие, которые прославляли казачество ("Казак Голота", "Атаман Матяш").
В это время возникают светские жанры: канты, псалмы, сольная песня с сопровождением. Существовали канты моралистические, лирические, торжественные, шуточные, сатирические (трехголосные с сопровождением). Псалмы имели духовное содержание, трехголосные а cappella.
С конца XVI в. распространяется театральное искусство. При Киево-Могилянской коллегии, духовных школах развивается школьный театр, где ставятся драмы религиозно-нравоучительного характера. Значительное место занимала музыка. В интермедиях между действиями вставлялись народные сценки, не связанные с сюжетом драмы.
Школьный театр развивался одновременно с народным - вертепом, репертуар которого состоял из мистерий рождественские и пасхальные тематики.
Изобразительное искусство XIV-XVI вв. характеризовалось монументальностью, изяществом колорита, гармонией пропорции. Икона обобщала идею эпохи, проблемы времени, представления об идеальном устройстве.
Образцов икон XIV в. сохранилось мало, из Лавры - никакой. К самым популярным сюжетов принадлежит образ Юрия Победоносца, который символизировал победу светлых сил над темными. Этот сюжет был типичным для южных и восточных славян, которые защищали свою землю от захватчиков.
Иконы XV в. отличаются богатством палитры. Выдающимися памятниками этого периода является икона "Преображение" с Бусовиска, архангелов Михаила и Гавриила с дале, "Нерукотворный Спас" с терла.
В XVI в. растет численность авторских икон, что свидетельствует о высокой цеховую организацию живописи. Произведения XVI в. более декоративные, богатые на серебро, золото, более контрастные в цветных решениях. В иконопись проникают элементы реальной действительности, пейзаж: "Благовещение" из дале, "Рождество Марии" с Лесковатого.
Развитие архитектуры определялся ростом промышленности, торговли, городов, задачами обороны.
Оборонное строительство представлено замковой архитектурой (Луцк, Каменец, Збараж. С середины XVI в. выдвигаются элементы ренессансного дворцового строительства.
Церковная архитектура обогащается деревянными строениями, а также традиционной архитектурой.
Украинская культура XIV-XVI вв. является связующим звеном между культурой Киевской Руси и культурой национального пробуждения XVII в. В ней перекрещивались типы духовности Востока и Запада. К сожалению, Ренессансные элементы в культуре из-за неблагоприятных исторических условий (отсутствия национальной государственной и политического единства) не переросли в развитую культуру Ренессанса в Украину.
В XVI в. в украинском гражданстве появилась новая, казацкая слой. Казаками называли сначала добитчикив, которые шли в дикие поля для охоты и рыболовства и на борьбу с татарами. Позже казацкая организация приобрела постоянных форм. На Запорожье направилась благородная молодежь за славой. Среди них были и представители знати: Ружинский, Корецкий, Вишневецкий. Князь Дмитрий Вишневецкий на острове Малой Хортице основал замок, ставший базой казаков в борьбе с татарами. На этот образец были построены укрепленные Сечи на Токмакивци, Базавлуке, Никитином Роге, Чортомлици.
Казачество внесла в украинскую жизнь элемент храбрости и упорства. Украинская интеллигенция встретила их как рыцарей, борются давнюю государственность.
Благодаря победам Богдана Хмельницкого появилось казацкое государство. Организация ее имела военный характер. Целую страну сначала звали просто Запорожским Войском, а впоследствии в народе принялась название "Украина", которую издавна носила Южная Приднипрянщина как окраинная земля на границе с Диким Степью.
Однако была изобретена название "Малая Россия", которую когда употреблял греческий патриархат на определение Галицкой митрополии.
Этот термин приняла Москва. Казацкие же летописи употребляли термины "казацко-руский", "Украина-казацкий", "украинский" народ.
Хотя казацкое государство существовала недолго и занимала лишь часть украинской земли, она имела решающее влияние на развитие национального сознания. Тогдашнее поколение понятно, что основой его политики должно быть единство украинского народа и украинской земли. По ценнейшую примету казацкого государства считали господство в ней свободы.
Дмитрий Яворницкий отмечал, что языковеды в слове "казак", ("кай-сак") выделяют два слова: "кай" - легко и "сак" - вьюк, т.е. "легковьючний".
Впервые слово "казак" известно во половцев с XI в. На языке половцев казак - "сторожа". В течение XII-XIV вв. сведений о казаках нет. А уже с конца XV ??в. барону Герберштейнну, что приезжал на Русь от немецкого императора Максимилиана к великого князя Василия III, известна была уже целая орда Кайсацкая. С того же времени идут последовательные указания на существование казаков в разных местах Южной России.
О казаках можно много говорить, однако необходимо остановиться на нескольких особенностях: религиозности, образованности, чертах характера.
Среди казачества было достаточно образованных людей. Грамотные люди в Запорожье ценились, они были военными писарями и играли важные роли между казаками. Прозвище "лукавая писуля" получил один из военных писарей, человек изобретательный и острого ума Антон Головатый.
Кроме пришлых на Сечь людей, которые составляли значительную часть образованных, в самом Запорожье существовали школы. Масса казачества по своей образованностью превосходила средний, а возможно и выше положение людей великорусского звание своего времени.
По природным качествами, присущими молоросу, запорожцы отличались умением мастерски рассказывать, находить смешные стороны в других и передавать в юмористическом, но не оскорбительном тоне. Этой чертой характера объясняются и прозвища, которые они давали прибывшим в Сечь: Гнида, Пивторакожуха, Непийпиво, Неижмак, Лупиноса, Загубиколесо, Задерыхвист, Держихвист-пистолетом. Малого назовут махиной, а большого - Малютой, сорванца - Святошей, лентяй - доброволь.
В основе характера казака лежала двойственность: то он веселый, неподдельный, то грустный и неприступен. Эта двийнисть выходила из самой жизни: не имея на Сечи семьи, оторванный от нее, всегда глядя в глаза смерти, казак ко всему относился беспечно, а с другой стороны, тоска по родным, родиной, думы о одинокую старость - заставляли казака впадать в уныние.
Определяющей чертой характера запорожцев была их глубокая религиозность. Известно, что ничто так не развивает в человеке религиозного чувства как постоянная война. Защита же веры предков и православной церкви был основой жизни запорожцев. Церкви свои они всегда красно украшали и не жалели на это средств.
В честь Покрова Пресвятой Богородицы всегда ставили церковь в самой Сечи. Архистратига Михаил был невидимым руководителем запорожцев на войне. Святитель и чудотворец Николай, как покровитель "плавающая, странствующих и путешествующих", помогал в морских путешествиях, во время страшных бурь на Черном море.
В XVIII в. уважением у казаков стало пользоваться праздник в честь Св. Андрея Первозванного, первого, кто принес свет Христовой веры на Киевские горы и возвестив мир на этом пути рыцарям-запорожцам, охраняющим святость веры.
Проводя колонизаторскую политику, царское правительство проводило дело по ликвидации автономии Украины. В 1764 г. последний гетман Кирилл Разумовский оставил гетманство. После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг татары уже не представляли угрозы границам Империи, и судьба казачества была решена: 1775 г. Сечь была разрушена.
В 1783 г. украинский крестьян было закрепощены. Сами же украинские паны "жалование грамоты дворянству" сравнялись в правах с русскими дворянами и согласились с ликвидацией автономии.
Иностранные путешественники, послы европейских государств, которые приезжали в Украину или Россию, оставили свои воспоминания о казацком государстве.
Эрих Лясота, посол германского императора Рудольфа II к казакам, описывает их "храбрыми и предприимчивыми людьми".
Англичанин Джозеф Маршал, описывая путешествие 1772 г., подчеркивает: "Украина застал очень хорошо загосподарену, похожего на воображения, которую я создал себе на основе прочитанных книг".
Профессор Кембриджа Эдвард Даниэль Кларк пишет, что "за столом украинского крестьянина большая чистота, чем за столом московского князя".
Начиная с середины XVII и до конца XVIII в. в художественной и интеллектуальной сфере господствовал стиль барокко. Удовлетворяя вкусы знати, барокко подчеркивало величие, роскошь и декоративность.
Барокко предпочитает форме перед содержанием, вычурности - перед простотой, синтезу - перед самобытностью. Именно способность к синтезу сделала барокко особенно заманчивым для украинском, находившихся между православным Востоком и латинизированным Западом. Барокко принесло в Украину культурный динамизм, стремление к совершенству.
Таким образом, на западе Европы родились и отживали свой век новые художественные стили, которые влияли на культуру Польши, Московии, Украины. Польша принимала новые стилевые формы в их неизменной, западноевропейской редакции, Московия покрывала свою отсталость неорганическим чуженецьким налетом, но Украина принимала до своего обращения только те формы и в таком приспособлении, которое не противилось традициям и чувству культурной самобытности. Только таким образом мог проявить себя стиль, прозванный "Украинский", или "казацким", барокко.
Богдан Хмельницкий, повернул колесо украинской истории на путь государственно-политического возрождения, не имел ни времени, ни возможности самостоятельно заниматься развитием украинского искусства. Преемники Хмельницкого также не имели возможности заниматься этими проблемами. Только за гетмана Самойловича, а непосредственно за И. Мазепы (1687-1708) окончательно сформировался в украинском искусстве стиль, получивший название "украинского барокко", или "украинского стиля". Дмитрий Антонович очертил сутки И. Мазепы как "вторую золотую сутки украинского искусства" после великодержавной суток Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
Несмотря на то, что украинское барокко как стилистическое направление в искусстве, литературе, культуре в целом заимствовали свои начинания с Запада, под влиянием польской барочной культуры, оно приобрело собственных национальных черт, опиралось на народные традиции.
Украинское барокко впитало в себя существенные грани объединительного характера. Как и язык, православие, барокко оказалось тем внешним выражением единства и "одноцилости культуры" (Вадим Щербаковский), которая помогала консолидировать нацию. Понятие "барокко" охватывает не только архитектуру, но и прикладное искусство, фольклорные мотивы, летописания, театр, музыку, изобразительное искусство.
Многие барочных черт сказалось на произведениях украинская, обучавшихся в зарубежных университетах и ??вернулись в Киевской академии, чтобы преподавать в ней. Петр I поставил во главе церковных и образовательных учреждений России. Между 1700 и 1762 более 70 украинская возглавляли высшие церковные должности империи, между тем русских было почти вдвое меньше (47).
Выходили из Киевской академии и писатели, которые интересовались историей родной земли, писали казацкие летописи. Это Самойло Величко и Григорий Грабянка. Они стремились доказать, что "украинская является уровне с другими" (Грабянка).
Какую бы отрасль украинской культуры не затронули, всюду основополягаючою выступает Киевская академия. Гетманы всегда поддерживали это заведение, особенно значительная помощь Мазепы. Однако после Полтавских событий положение изменилось. Настоящее наступление на украинскую культуру развернула Екатерина II. Однако Академия выстояла. Поэтому к концу XVIII в. российское правительство начало искусственно готовить ее упадок. В 1783 г. было введено обучение на русском языке. К тому времени Академия уже не могла полностью удовлетворить растущие культурные потребности населения.
В Киевской академии получили образование 21 из 23 ректоров Московской академии, 95 из 125 ее профессоров. Вместе с тем отъезд образованных людей негативно отражался на уровне культуры самой Украине.
Хотя Академия постепенно приходила в упадок, достижения ее значительны. Среди ее выпускников россияне Порфирий Зеркальников - известный дипломат, Карион Истомин - автор российского "Букваря" и "Малой грамматики", Борис Шереметев - фельмаршал, Константин Щепин - первый российский доктор медицины, Михаил Ломоносов - выдающийся ученый XVIII в. Среди "спудеев" были поляки, сербы, черногорцы, болгары, греки, молдаване. В свою очередь студенты и выпускники Академии учились в университетах Италии, Германии, Австрии, Франции и других стран, что способствовало становлению международных связей украинских деятелей культуры.
Плодотворными достижениями в этот период обогатилась архитектура, в которой переплетаються много стилей. Совершенствуется техника строительства - рядом с деревянными материалами используются камень, железо, стекло. Возводятся светские сооружения - магистраты, школы, коллегии. Расстраиваются Киев, Львов, Чернигов, Перяславу, Харьков.
Особенно значительное место в архитектуре тех времен занимает строительство православных храмов. Для многих из них типичны изящество пропорций, динамичность композиции, гармоничность. Характерными в этом плане является Троицкий собор в Чернигове, Мгарский монастырь (1682) возле Лубен. Всем им присуще сочетание основ монументального строительства времен Киевской Руси с достижениями европейского барокко и традициями местной архитектуры.
Известными мастерами архитектуры Украины были в те времена киевляне С. Ковнир (1695-1786) и И. Григорович-Барский (1713-1785). Величественный корпус на территории Киево-Печерской лавры носит имя "Ковнировский" (1745). Григорович-Барский прославил свое имя сооружением надвратной церкви Кирилловского монастыря (1760), Покровской (1772) и Набережно-Николаевской (1775) церквей, фонтана "Самсон" (1749) в Киеве.
Первым писателем в Украине, произведениям которого присущи черты барокко, считается Иван Вышенский. Он провел жизнь затворником в Афоне (Греция), отстаивая православие в полемике с униатской и католической авторами. Основанием отнести произведения Вышенского к барокко есть особая поэтика его стиля. Она полна эмоциональности, смелых антитез, обращенная к конкретным лицам и в то же время к болезненных проблем современности - веры, справедливости, защиты обездоленных.
С середины XVII в. барокко определяло художественный стиль большинства украинских писателей. Он присущ поэзии Лазаря Барановича, Ивана Величкивского, Стефана Яворского и др. Среди прозаических произведений выделяются сборники проповедей "Меч духовный" Лазаря Барановича, "Венец Христов" Антония Радивиловского.
Особое место в истории украинской культуры занимает творчество Григория Сковороды (1722-1794). Украинский просветитель, философ, поэт, музыкант образование получил в Киево-Могилянской академии (1734-1753). В 1741-1744 годах служил в Придворной певческой капелле, где получил звание "придворный уставщик". Играл на скрипке, флейте, бандуре, гуслях. Автор рукописного сборника поэзий "Сад божественных песней" (1753-1785), а также многочисленных музыкальных произведений.
Десять лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг вел жизнь мандрованого философа. Его произведения при жизни распространялись в рукописных списках.
Философское учение Сковороды исходит из идеи "трех миров": макрокосма (Вселенной), микрокосма (человека) и "символической" реальности, связывающей большой и малый мир - Библии.
Предыдущие материалы:

Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.