Современная культурология: объект, предмет, структура


 

Исследования  культуры  (или,  по   крайней   мере,   отдельных  ее  сторон   и аспектов) начались еще в античности (см. вопрос 1.1). Однако культура как целостная система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках философии.

Выделение   культурологии      как   специальной   научной   дисциплины   из

философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в том   числе   и   археологическое),   антропологии   происходит,   начиная   со   второй половины Х1Х в.

Само  название  «культурология»  появилось  сравнительно  недавно:  в  конце ХIХ-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи.  Так,  английский этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура» (1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале  ХХ в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих способах деятельности, культурологией.

Однако самая значительная   роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал, что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение («символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что

«открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника.

Термин «культурология» закрепился в отечественной гуманитарной традиции.

В зарубежной литературе для аналогичного комплекса знаний используются термины


социальная или культурная «антропология», «культурная  история»  (в том числе и

«новая культурная история» - синтез истории быта с этнопсихологией), «этнология».

Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее активно развивается с 60-х гг. ХХ в.  Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, ибо открывает возможность творческого поиска.

На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как специфической функции человеческого бытия.

Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:

1) культурология  как комплекс  дисциплин,  изучающих  культуру.  На  Западе этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры),

«multicultural studies» (изучение культурного многообразия),

«cross-cultural studies»  (изучение  межкультурного  взаимодействия).  У  нас  в

России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.

2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.

Вот об объекте и предмете культурологии с точки зрения второго подхода мы и будем говорить.

Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и процессов   реальности,   существенно   отличных   по   своей   внутренней   природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е. совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и воспитания). Этот объект – общий    для культурологии     и для других социогуманитарных наук.

По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе

существуют две точки зрения.

Первая точка зрения состоит в том, что предмет культурологии – культура «в узком смысле слова». В этом случае особый исследовательский интерес оказывается направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как:

а)    средства   взаимопонимания   и    взаимосогласования   в    коллективной

деятельности, или социальные нормы (А.Я.Флиер);

б) семиотическая, знаковая система (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский);

в) совокупность ценностей и смыслов (Н.Чавчавадзе, А.А.Радугин).

Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской) культурологической   школе   (М.С.Каган,   С.Н.Иконникова,   В.П.Большаков).   Она состоит в том,  что  для  исследования  культуры  в  рамках  культурологии  важен  не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности.

Нужно  отметить,  что   трудности  выделения как  объекта,  так  и  предмета

исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она является  связующим звеном между человеком  и  окружающим  его  миром,  особой формой  бытия,  характерной  для  человека  и  общества.  Культуру,  таким  образом, можно изучать различными методами (см. вопрос 3.5).

Структуру культурологии  можно выделять разными способами:

1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология


(исследует  общее,  объективные   причинно-следственные  связи)   и   гуманитарная культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов)

2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу  стихийно, на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами);

3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история культурологических учений, в) социология культуры,      г)культурная   антропология, д) прикладная культурология.

В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки. Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Задачами современной культурологии являются: с одной стороны, способствовать   диалогу   культур,   в   ходе   которого   мы   приобщаемся   к   иным культурам,   иным   смысловым   мирам   (см.   вопрос   4.5.);   а   с   другой   стороны, формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех специальностей – профессии   полноценного члена общества (см.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов).

Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:

1) объяснительная  (сведение  непонятного  к  понятному,  включение  данного культурного феномена в общий социокультурный контекст);

2) понимающая  (обретение целостной интуитивно-смысловой     причастности

субъекта к постигаемому явлению);

3) прогностическая           (прогнозирование           дальнейшего           развития социокультурного процесса, возможное управление им);

4) воспитательная  (участие   в   социализации   и    инкультурации  субъекта,

осознание   им    своей    социокультурной   позиции,    формирование   культурной компетентности).

Основными принципами современной культурологии являются:

- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и объяснения;

- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного,

отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;

- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений, невозможность «окончательных», единственно верных определений;

-  принципы  компаративистики:  диалог  культур.  При  этом  анализ  других культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея патриотического воспитания);

- междисциплинарные подходы: использование  данных  и  методов  смежных социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.)


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.