Культурология в системе наук о культуре


Культуру как созданную людьми «вторую природу» (Гегель), наследуемую не биологически, а только методом подражания и научения, изучают все социальные и гуманитарные науки, а также философия культуры как метафизическое знание о сущности культурного бытия, о процессе развертывания и воплощения смысла культуры, как методология познания культуры.

Социальные и гуманитарные науки делятся на две группы:

1) науки,   предмет  которых  выделяется   по   предмету  специализированной деятельности (например, экономические науки, политология, искусствознание, религиоведение, педагогика и т.д.);

2) науки    о     различных     общих     аспектах     человеческой     деятельности (исторические науки, психологические науки, социологические науки, культурологические науки) [13, с.35].

Во  взаимодействии  культурологических  наук  с  науками  о  культуре  первой

группы культурологические науки, во-первых, выступают как сфера междисциплинарного синтеза, выделяя общие закономерности развития соответственно экономики, политики, религии, искусства и других сфер культурной деятельности.  Культурологические  науки  в  таком   понимании   являются   теорией

«среднего  уровня»:  если  философия  культуры  оперирует  с   наиболее   общими

закономерностями мира культуры, то культурологические науки изучают общие закономерности функционирования и развития культуры, обобщая эмпирические материалы данного вида деятельности.

Во-вторых, можно  выделить  специфический  культурологический  метод   и

уровень  обобщения  в рамках любых  наук  социального  и  гуманитарного  профиля. Наряду с философско-теоретическим уровнем обобщения (вопросы сущности и базовых закономерностей) и предметным уровнем обобщений (вопросы непосредственной технологии) выделяют так называемый социокультурный уровень обобщения.  Последний  исследует  историю  данного  вида  деятельности  (её генетический аспект), психологию (мотивационный аспект), социологию (организационно-функциональный аспект) и культуру данного вида деятельности (ценностно-нормативный   и   семантико-коммуникативный   аспекты).   Эти   четыре ракурса исследований сконцентрированы на субъекте данного вида деятельности. Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход. Выделяют такие направления анализа, как «культурология бизнеса», «культурология политики», «культурология религии» и т.д.

Наибольший интерес  представляет соотношение наук внутри второй группы социогуманитарных наук, а также между различными культурологическими науками.

О соотношении культурологических наук и истории культуры.

«Большую   роль   в    культурологических  исследованиях   играют    данные социальной  психологии  –  науки,  изучающей  закономерности  поведения  и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам.  Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические тона, то и исследования культуры не могут обойтись без учета этого фактора. Невозможно, например,  объяснить  своеобразие крестьянской культуры  без  знания  и  понимания специфической деревенской психологии, питаемой особым отношением сельского жителя к земле и природе.

Особенно плодотворно для изучения национальных культур использование данных другой родственной науки – этнической и национальной психологии, иногда выступающей как раздел общественной психологии. Постигая самобытность психического склада отдельных рас, племен и народов, этнопсихология восходит к философским построениям Гегеля, Гумбольдта и их многочисленных последователей о неповторимом «духе» той или иной нации, но  уже на основе более конкретного исторического опыта. В России блестящие образцы культурно-психологических характеристик отдельных народов, прежде всего русского, дал Н.А. Бердяев. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и её частных проявлений, исходя  из  психических особенностей её создателей» [15, с.14-15].

«Особое место в становлении современной культурологии занимает фрейдизм

– психологическое учение, созданное выдающимся австрийским врачом-психиатром З. Фрейдом и его последователями. В центре внимания фрейдистов и нефрейдистов – бессознательные душевные процессы  и  мотивации,  составляющие,  по  их  мнению, основной   механизм   всякого,   прежде  всего   художественного,   опыта.   Фрейдизм широко используется для теоретического обоснования многих современных художественных школ, в частности сюрреализма» [3, с.15]. Кроме того, фрейдизм дал начало культурологии детства.

Социология     культуры     –      наука,      рассматривающая     строение      и

функционирование культуры в связи с  социальными структурами и институтами и применительно   к   конкретным   историческим   ситуациям   [16,   с.16].   Социология помогает культурологическим наукам понять  всю гамму духовных и материальных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны   такие  культурологические   понятия,   как   «аристократическая   культура»,

«пролетарская культура», «массовая культура», «маргинальная культура» и т.д.

Разные авторы по-разному оценивают соотношение социологии и культурологических наук.  Так,  А.Я.  Флиер  считает,  что  «если  социология  изучает непосредственные формы объединения  людей в устойчивые коллективы  (социумы, социальные группы) и вопросы взаимодействия между ними, то культурология исследует по преимуществу «тексты», «правила игры», «социальные конвенции»… - выраженные на тех или иных «языках культуры»  и транслируемые из  поколения  в поколение в виде традиций, нравов, обрядов, норм, правил и т.п. регулятивных установок коллективной жизнедеятельности людей, называемых чертами своеобразия их культуры» [13, с.37-38]. Кефели И.Ф. считает, что если для социолога представляет интерес взаимодействие производственных, политических, этических и других отношений между социальными общностями и людьми и возникновение на основе этих отношений социальных институтов, то культуролог в первую очередь изучает,

«как в процессе взаимодействия  материальной  и  духовной  культуры  формируется человеческая личность, как человек вникает в сложную гамму человеческих отношений, осваивает материальные и духовные ценности, творит новое в культуре. Причем для культуролога важно уяснить все это в исторической ретроспективе…».

Особое место  занимает вопрос  о  месте культурологии как самостоятельной науки  среди  других  наук  культурологического  профиля.  К   культурологическим наукам, помимо культурологии, относят этнологию, этнографию, культурную и социальную антропологию и др. В названии и соотношении этих дисциплин много запутанного.   Так,   термин   «культурология»,   впервые   употребленный   в   1913   г. немецким физиком В. Оствальдом, а затем введенный в научный оборот в 40-е годы XX века американским культурологом Л.А. Уайтом, редко употребляется на Западе; там предпочитают термин «антропология» как обобщенное название наук о человеке и его культуре. В течение долгого времени понятия «этнография» и «этнология» не различались; в последние годы этнология понимается как теоретическое обобщение этнографических  данных  о  культуре  различных  народностей  и  этнических  групп. Чисто   условным   является   различие   культурной   и   социальной   антропологии: культурная антропология возникла в США, где исследователи изучали индейские общины без стабильной социальной организации, распавшейся под воздействием американского общества, тогда как социальная антропология сформировалась в Англии, где предметом исследований становились имеющие собственную социальную организацию полинезийские, африканские и прочие «примитивные» сообщества.

Главным в понимании соотношения между науками культурологического профиля  является  введенное американским антропологом  А.  Крёбером  (1876-1960) разделение антропологии на две области или даже дисциплины: описывающую конкретные факты и явления и обобщающую теоретическую, концептуальную. Такое разделение исследований культуры на два уровня - эмпирический (обычно называют конкретно-этнографическим) и теоретический (культурология и иногда сюда же относят этнологию) - стало  традиционным  в  теории  культуры.  При  этом  не  надо забывать, что культурология – теория «среднего уровня» по отношению к философии культуры.

Этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология – это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала [16, с.15], на «полевых исследованиях». Определение предмета культурологии.

«Антропология как  наука  о  происхождении  и   эволюции  человека  и   об образовании человеческих рас объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла ее биологические корни. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом,   представители   антропологического   направления   (Э.Б.   Тайлор,   Л.Г. Морган, Дж.Фрэзер и др.) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете. Это дало  прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры.

Такая наука, как этнография, изучающая бытовые и культурные особенности племен, этнических групп и народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, сыграла решающую роль в доказательстве и осознании огромного  разнообразия  и богатства прошлой и  нынешней  культуры человечества. Она научила людей с пониманием и уважением относиться к материальным  и  духовным  достижениям  человека  как  мыслящего  и   духовного существа,  независимо   от   того,   к   какому  этносу,  большому  или   малому,  он принадлежит».


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.