Культурология и история  культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Культура - предмет профессионального интереса не только культурологов, но и философов, этнографов, социологов и т.д. Не в меньшей степени она интересует и историков, задачей которых является историческая реконструкция той или иной социокультурной эпохи.

Чем же отличается культурология и история? В чем состоит специфика культурологического анализа того или иного исторического события, факта, явления и его отличие от исторического анализа?

Рассмотрим  данную   проблему  на   конкретном   примере.   Значительным событием российской  истории,  повлиявшим  на  всю  ее  дальнейшую  судьбу,  была отмена крепостного        права в    1861           году.             Этот        процесс            был    описан квалифицированными  профессиональными  историками            следующим  образом:  "До конца  50-х     гг.          XIX    века   структура       общества       характеризовалась       сравнительно устойчивым    соотношением                   социальных      слоев крестьянства:   богатые          - 10-16%, средние  -  48-54%,  бедные  -  30-42%.       В  течение  десятилетий,      последовавших  за реформой,  средняя  прослойка  "размылась"  и  составляла  всего  около  23% всех крестьян, на долю бедной и богатой групп приходилось соответственно 59 и 18% всех крестьян. Одновременно со снижением доли крестьян-середняков в пореформенное время  наблюдались  пролетаризация  одной  части  крестьянства  и  обуржуазивание другой,  т.е.  происходила  социальная  дифференциация  деревни,  рост  богатства  на одном полюсе и бедности - на другом. Имущественная неоднородность крестьянства за вторую половину XIX в. возросла примерно вдвое, в то время как в течение XVI- первой половины XIX в. она практически не изменилась".

В данном отрывке приведены научные, а следовательно, надежные и проверенные факты из истории российского крестьянства. Но данные исторические факты практически ничего не дают для понимания того, что означал данный процесс для каждого крестьянина, что чувствовал крестьянин, привыкнув к относительно стабильному существованию, а теперь утратив эту опору, как переживал свалившуюся на него "волю". Другими словами, как был пережит описанный процесс его участниками, как отразился он на их видении мира, стереотипах поведения, повседневном        существовании        -        короче        говоря,         каково         было культурно-антропологическое     слагаемое  исторических  перемен,   а  тем   самым реальный ход  истории  -  все  эти  вопросы  остаются  вне  поля  зрения  историка.  С другой стороны, именно эти вопросы являются главным предметом культурологии, в особенности той ее части, которую принято называть "культурой повседневности" и которая      акцентирует  свое  внимание  на  духовной,  сугубо  "человеческой" составляющей исторического процесса.

Таково отношение культурологии и истории к историческому факту, который в каждом случае рассматривается с разных точек зрения. Проанализируем, как рассматривает   историк и культуролог саму культуру. В истории под культурой понимается, прежде всего или даже исключительно те высшие достижения человеческого духа, которые накапливались  на протяжении веков и тысячелетий и образовали так называемый золотой фонд  человечества.  Под  историей культуры  в данном смысле понимается история создания, сохранения и развития  этих высших достижений человеческого духа. Так, изучая историю средневековой западноевропейской культуры, историк назовет  имена  выдающихся ученых, поэтов, художников, философов, назовет Августина, Абеляра, Фому Аквинского. В понятие "средневековая культура" он включит также романские и готические соборы, героический эпос и рыцарский роман, поэзию трубадуров и вагантов и т.д. Сведения о "средневековой культуре" в таком традиционном понимании можно найти во множестве учебников истории,   хрестоматий. История культуры в этом смысле складывается из истории изобразительных искусств, истории музыки, истории философии, истории литературы и т.д. и предстает перед   ученым как некий список высших достижений человеческого разума. Это тот аспект истории человечества, который Кнабе Г.С., известный отечественный философ, называет Культурой с большой буквы, высокой Культурой.

Культуролога же интересует не только Культура с большой буквы, ее высочайшие  достижения  и  взлеты,  но  и  культура  с  маленькой  буквы,   т.е.   то ценностно-смысловое  поле,   в  котором  возникли  и  которым  обусловлены  эти высшие достижения. Главная цель культуролога при исследовании той или иной исторической эпохи - "исследования культуры как переживания истории в ее повседневной и социально-психологической реальности, через которую воспринимаются,  в  которой  живут  создания  высокой  Культуры"  [18,  с.87].    Все высшие достижения человеческого творчества культуролог помещает в определенный историко-культурный контекст, стремится представить их в системе тех понятий, той картины мира, которая была присуща людям данной исторической эпохи. Поэтому в культурологических исследованиях той или иной эпохи основной акцент делается на изучении ментальности  (менталитета),  культурной  картины  мира,  ценностей, установок, присущих данной конкретной эпохе. Люди всегда и везде разные, но, тем не менее, есть некое ядро культуры, и оно, в конечном счете, определяет основные черты того типа личности, который характерен для данной эпохи. Определить и описать эти черты достаточно сложно. Проще охарактеризовать их негативно - как аспекты или черты, которые в данную эпоху, в данной культуре невозможны. В таком случае культуролог уподобляется скульптору, который, создавая фигуру, отсекает от скалы все лишнее, ненужное, и таким образом определяет реальные черты личности.

Именно  такое  видение  эпохи  представлено  в  работе  выдающегося голландского культуролога Й.Хейзинги "Осень Средневековья", которую   с полным правом можно назвать подлинно культурологическим познанием истории. Культура для Й.Хейзинги - не совокупность высших достижений, идей или произведений искусства, но прежде всего "тип" жизни, "повседневность", мир общепринятых представлений, образов, чувств - того, что принято называть "ментальностью". Автор


"Осени Средневековья" считал, что история - это прежде всего культура, а исследователь истории - не бесстрастный созерцатель, фиксирующий "то, что было", но ее со-творец. С помощью исторических источников он заново "проживает" историческую ситуацию,  не только  восстанавливая  ее,  но  как  бы  заново  творя,  и только тогда он оказывается способным увидеть, запечатлеть, понять. Только тогда он может раскрыть "естество" эпохи и ее особые формы, уловить "смыслы времени". Исследование "внешних форм бытия" (рыцарские турниры и рыцарские обеты, религиозные  переживания  и  религиозные  представления,  обиходные  формы отношений в любви, отношение к смерти, формы мышления в практической жизни, повседневный быт и мода) становится у Й.Хейзинги "ключом"  к пониманию "духа эпохи", а героем истории - обычный, "рядовой" представитель данной эпохи.

Именно так видят специфику культурологии и многие отечественные культурологи и философы, например, Н.С.Злобин и М.Б.Туровский, которые пишут, что важнейшей составляющей культурного процесса является личностное самосознание, выраженное  в  духовном  творчестве  и  в  объективированных результатах   человеческой   деятельности.   А   потому   культурологический   анализ проблем,  возникающих  по  мере  развития  общества,  предполагает  рассмотрение причин исторических перемен как причин, коренящихся в сознании и деятельности людей,     т.е.    в    процессуальности    культуры,    а    не    в    ее     результирующих институциональных формах; предполагает рассмотрение общественно-экономических характеристик эпох с  точки зрения  их влияния  на  жизненный уклад  людей,  на  их представления, установки и ценности, т.е. с точки  зрения влияния на формирование определенного культурно-исторического типа личности.

Следовательно,  культурология  должна  интерпретировать  исторический процесс в виде преемственной смены типов личности, как они представлены в культурных контекстах соответствующих эпох, а одной из главных задач культурологических исследований, выявляющих специфику той или иной социокультурной эпохи,        является     построение     концепции     типа     личности, характерной для данной эпохи [19, с.12-17].

Такой  ракурс  рассмотрения  культуры  и   ее   истории   придает      особую

целостность, концептуальность   культурологическим исследованиям,  основанием которых является тип личности той или иной эпохи, ее базовые характеристики, проявленные в "культурной картине мира". Именно этот тип личности является своеобразным "ключом" к пониманию многих исторических событий и процессов, а многочисленные культурологические теории и концепции в таком понимании становятся  той  теоретической  базой,  без  которой  невозможно  понимание человеческой истории.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.