Теоретическая и прикладная культурология


В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология – это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте.   В   рамках   теоретической   культурологии   могут   быть   выделены   ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.

Прикладная  культурология  –  это  совокупность  концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности,   а   также   программирование   и   планирование   конкретных   сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразователей,  в частности  управленческих  мер.  Все  это  делает  неотъемлемым компонентом культурологии прикладной (помимо теорий и познавательных принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практических работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические,  социологические,  психологические науки) углубляет лишь  свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности,  а  практические  рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического   подхода  характерны   такие  особенности,   как   интегративно

–целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно- смысловой, традиционалистский, инновативный,  групповой,  индивидуально  –личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической  деятельности требует  перехода  специалистов  и  управленческих  работников  на  межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов  и  управленческого  персонала  в  знании  результатов культурологического  анализа можно  свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался  традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.