Место и роль России в мировой  культуре


Национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период  монголо-татарского  ига,  и в царствование Ивана Грозного,  и во время петровских реформ,  и при жизни Пушкина,  и на современном этапе.  Таким образом,  речь  идёт о  цивилизационном развитии России,  а  именно  о  ментальных предпосылках сложившейся в России цивилизации.

В этом отношении ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов и даже этносов и в случае России носят определенно надэтнический и межэтнический характер, т.е. оказываются действующими и системообразующими – для  целого  ряда  генетически  различных  культур,  которые  связаны  между  собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями, принципами земледелия и скотоводства, а постепенно и особенностями  государственного  устройства.  Так,  обладая  своеобразными культурами, многие народы, населявшие Россию – тюркские и финно-угорские, закавказские и  среднеазиатские  –  оказались  причастными  единой,  общей  для  них российской цивилизации. Особенность России вытекает из пограничного положения России  между  Востоком  и  Западом,  пограничного  положения  русской  культуры между восточной и западной цивилизациями. Россия и русская культура выпадают за пределы как Запада, так и Востока.  Россия  имеет посредническое назначение –  «в отношениях между Западом и Востоком, т.е. своего рода отрицательная и положительная исключительность России по отношению к мировой цивилизации и её глобальной антиномии (Восток – Запад). Сама бинарность в строении цивилизации – несомненный результат «пограничного» положения Руси – России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой «суперцивилизации».

В пространстве российской Евразии, как в геополитическом, так и в духовном встретились  два  разнонаправленных  потока  мировой  истории.  Подобное столкновение выражает глобальный конфликт двух «предельных» типов человеческой цивилизации; оно стало своего рода мировым цивилизационным «водоворотом», источником всемирно-исторической «турбулентности». Иных аналогов подобному гигантскому всемирному «вентилятору» на Земле пока нет.

Русская  Евразия  –  это  единство   и   борьба  цивилизационных  процессов, берущих начало как на Западе, так на Востоке. Поэтому все процессы социально   и культурно-исторического характера, развертывающиеся в России, имеют далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока, фактически же для всего мира.

По мнению историка М. Гефтера, Россия стала «миром миров», т.е. сложной и внутренне  противоречивой  системой,   более  универсальной  и  всеобщей,   нежели Восток и Запад, взятые по отдельности.

«Историческое  значение   опыта   России   –   писал   недавно   современный отечественный философ истории, - в том, что в ней как в фокусе мировых проблем трагически отразился переход к либеральной цивилизации, который для иных стран и народов прошёл по российским меркам безболезненно. Человечество  преломилось надвое между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые, по сути, затрагивают весь мир».

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.