Культура Украины XIX в.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

На культурную жизнь в Украине XIX в. наложили свой отпечаток сложные социально-экономические отношения и политические процессы, которые были обусловлены отменой крепостнической системы и развитием капиталистических отношений, а также борьба народных масс против крепостничества, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов.
Идеологи царизма не признавали украинского языка, отрицали издание украинских книг. Так, один из реакционных литераторов Н. Греч заявлял, что "малороссийское наречие" - не что иное как "суржик русского и польского языков". Развитие украинского искусства, культуры всячески тормозилось.
В это время возникает движение за развитие национальной культуры, усиливается процесс пробуждения национального самосознания, интерес общества к своему историческому прошлому, устного народного творчества, этнографии, языка. Значительное влияние на развитие социальной и национального самосознания украинского народа оказала деятельность декабристских организаций и их выступление 14 декабря 1825 В Украине действовали две такие организации: "Южное общество" во главе с П. Пестелем (1821) и "Общество соединенных слов ' ян "(1823), которые ставили своей целью отмены самодержавия революционным путем, создание федерации славянских народов.
Идеи декабристов оказали влияние на творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Герцена, Полежаева, Огарева, Мицкевича, Шевченко, Котляревского.
В 1845 г. был основан Кирилло-Мефодиевского общества - тайную политическую организацию, которая пыталась решить вопрос освобождения от рабства славянских народов. В состав организации входило 12 человек, среди которых Костомаров, Гулак, Маркович, Белозерский, Шевченко. Мнения деятелей братства были изложены в манифесте "Книга бытия украинского народа" ("Закон Божий"), который пронизан почитанием христианских традиций. Они считали, что славянские народы имеют право на развитием культуры, образования славянской федерации по образцу Соединенных Штатов. Первой по этому пути должна пойти Украины как наиболее подавлена ??среди славянских народов. Для Украины они боролись ликвидации крепостничества, распространения образования, обретения суверенитета в рамках славянской конфедерации. Но в 1847 г. общество было розгломлено, его деятели арестованы.
Однако после ссылки они вернулись к деятельности - в Петербурге, где осели Костомаров, Шевченко, Кулиш, Белозерский, была открыта типография и систематически издавались украинский язык произведения - Котляревского, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Кулиша, Марка Вовчка. В 1861-1862 гг выходил альманах "Основа" (под редакцией В. Белозерского) - главный печатный орган национально-культурного движения.
Существенным фактором развития духовной жизни в Украине была система среднего и высшего образования. Киево-Могилянская академия была преобразована в духовное заведение, она потеряла свое прошлое культурно-историческое значение. Натомнисть открываются университеты Харьковский (1805), Киевский (1834). В Западной Украине продолжал действовать Львовский университет, основанный еще в 1661 г.
Существовали институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1829), Керчи (1836), Киеве (1838).
Харьковский университет закончили математики М. Остроградский, Т. Осиповский, славист И. Срезневским, филолог А. Потебня, историк Н. Костомаров.
Распространялась печатная продукция - выдавались не только научные труды, но и журналы, альманахи.
В начале XIX в. образовались постоянные театры в Киеве (1805), Одессе (1804), Полтаве (1810), Харькове (1812), Нежине (1826), Екатеринославе (1847), Чернигове (1835). С частного дела помещиков театральное искусство превратилось в важный фактор развития культуры. В период 1816-1824 годов в Украине работал артист М. Щепкин (1788-1863), в 30-40-х гг - актер К.Т. Соленик (1811-1851).
Выдающуюся роль в украинской фольклористике 20-40-х гг сыграл профессор Московского, а затем Киевского университетов Н.А. Максимович (1804-1873). Он издал сборник украинских народных песен "Малороссийские песни" (1827), "Украинский народные песни" (1834), "Сборник Украинских песен" (1849).
В 30-40-е гг появляются статьи и первые исследования в области фольклора. Большое значение имеет статья Н. Гоголя "О Малороссийской песне" (1834). Исследовал фольклор Костомаров, выступивший с трудом "Об историческом значении русской народной поэзии", где он связал фольклор с изменениями в народном быту.
Появляется ряд работ по истории Украины. Это, прежде всего, "История Русов" (1846), под влиянием которой были осуществлены переиздания "Истории Малороссии" (1843) М. Маркевича.
Самые значительные достижения украинской культуры этого периода связаны с развитием литературы. Украинские писатели выступили как художники-новаторы. Так, заслуга Котляревского заключается в том, что он первым из украинских писателей обратился в своем творчестве к народному языку, применив его как язык литературный. Его примеру последовали Квитка-Основьяненко, Гулак-Артемовский, Гребенка, Шашкевич. Котляревский ввел в литературу Украина жанры бурлескно-травестийной поэмы, оды, водевиля. Его перу принадлежат лирические стихи, ставшие народными песнями ("Видно пути полтавськии", "веют ветры, веют буйные", "Ой, я девушка-Полтавка", "ветер горой"). Квитка-Основьяненко - первый украинский прозаик - писал повести, рассказы, очерки, бытовые пьесы и комедии. Гулак-Артемовский начал в украинской литературе жанр баллады. Гребенка сделал перевод на украинский язык поэмы Пушкина "Полтава", а также прославился своими байками.
После Котляревского утверждения народности в литературе связано с принципами сентиментализма. Его влияние заметно в пьесах "Москаль-волшебник", "Наталка Полтавка", где с сочувствием изображены простые люди. Черты сентиментализма усматриваются в произведениях Г. Квитки-Основьяненко ("Пан Халявский", "Маруся", "Бедная Оксана", "Бой-девка", "Сватовство на Гончаровке").
В 30-е гг вышли в свет украинская повести Н. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород". Творчество писателя вдохновляла современников на глубокое изучение жизни народа, отражение патриотических чувств, типичных черт характера. Он впервые ознакомил современников с поэтическим стороной жизни украинских крестьян, горожан, помещиков. Гоголь считал народные песни важным историческим истоком и ставил их выше собственно исторических документов - летописей.
В 30-50-е гг в Украине формируется романтическое направление в литературе. Характерным признаком романтизма было различия между субъективными мечтами художника и объективной действительностью. К романтизму примыкали не только украинским, но и российские и польские деятели культуры, которые выбрали историческое прошлое Украины, ее устное творчество объектом романтического видения или объектом теоретических исследований.
Главной проблемой эстетической мысли этого периода была проблема народности, в связи с чем произошло размежевание прогрессивного и консервативного направлений в украинском романтизме. Писатели прогрессивного круга (Т. Шевченко, М. Максимович, М. Шашкевич) связывали принцип народности не только с защитой национальной самобытности, но и с визвильнимы идеалами народа.
У представителей консервативного романтизма (И. Кулжинский, А. Метлинский) принцип народности совпадает концепции официального народности, предложенная царским правительством.
Второй проблемой, которая волновала романтиков, был вопрос об эстетической ценности народного языка и его способность служить основой развития украинской культуры. Все украинские романтики защищали высокую эстетическую ценность языка как важного фактора развития национальной культуры.
Украинский язык изначально реализовала свои возможности в стихотворных формах, связанных с бурлескно-травестийной традиции ("Энеида"). Поэтому многие считали, что за пределы этой традиции украинском языке не следует выходить. Вторая особенность украинской литературы содержалась в том, что украинские прозаики, включая и Шевченко, писали исключительно на русском, или на русском и украинском языках, поэтому вопрос языкового самоопределения остается для них одним из важных аспектов. Все вышеизложенное затрудняло решение проблемы эстетического определения национального языка как носителя творческой силы украинской литературы.
Т. Шевченко стал истинным основателем новой украинской литературы на народной основе и реалистической живописи. Шевченко задел кардинальные проблемы эстетики: о сущности прекрасного, об отношении искусства к природе, о специфике художественного творчества и ее роли в жизни общества, о реализме и народности. Он понимал, что мировоззрение и творчество конечном счете обусловлены социальной жизнью и положением художника в обществе.
Успехи прогрессивной культуры Украины во второй половине XIX в. натолкнулись на упорную противодействие со стороны реакции. Царское самодержавие проводило политику жестокого подавления национальных культур, установив цензуру на издание украинских книг и преследуя деятелей украинской культуры.
В 1863 г. опубликован циркуляр министра внутренних дел П. Валуева, что доказывал: "никакого особенного малорусского языка не было, нет и быть не может". В 1876 г. Александр II подписал Эмский указ, возразил распространение украинских зарубежных изданий и печать оригинальных произведений и переводов на украинский язык. В соответствии с этим украинский язык должен быть исключена из школьного обучения и литературного обращения.
Несмотря на преследования, во второй половине столетия украинская литература поднимается на высшую ступень. Наряду с дальнейшим развитием поэзии романтической и реалистической основе (П. Грабовский, Леся Украинского) успешно развиваются реалистическая проза (Марко Вовчок, А. Свидницкий, М. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко) и драматургия, составившая основу репертуара корифеев украинского театра.
Украинский театр прошел путь от драматических любительских кружков к созданию стационарных профессиональных театров. Корифеи М. Старицкий, И. Карпенко-Карого, М. Кропивницкий, Н. Садовский, М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовская самоотверженным творческой деятельностью способствовали созданию украинского репертуара и расцвета театрального мастерства.
Первая профессиональная труппа возникла в 80-х годах из нескольких разрозненных любительских кружков. Организатором ее был М.Л. Кропивницкий. В 1883 г. к ней присоединился кружок М.П. Старицкого. На этой почве и была создана новая труппа. Через некоторое время в Украине образуются три выдающиеся театральные коллективы, руководителями которых становятся Кропивницкий, Саксаганский, Карпенко-Карый и Садовский.
Во второй половине XIX в. продолжается развитие профессиональной музыкального творчества. В 1862 г. появляется первая национальная опера, которая была поставлена ??на сцене, "Запорожец за Дунаем" С. Гулака-Артемовского. Но первой национальной оперой в истории музыкального театра есть "Мазепа" П. Сокальского (1857), хотя она и не имела сценической жизни. П. Сокальский (1832-1887) выступил основоположником двух жанров национальной оперы - лирико-комической ("Майская ночь", 1863) и героико-патриотической ("Осада Дубна", 1878).
Н. Лысенко (1842-1912) создает оперы "Тарас Бульба", "Утопленница", "Рождественская ночь", "Недоросль", а также детские оперы "Коза-дереза", "Пан Коцкий", "Зима и Весна".
В настоящее время работают композиторы П. Нищинский ("Вечерницы"), Н. Аркас ("Катерина"). Российские композиторы обращаются к украинским сюжетам: М. Мусоргский ("Сорочинская ярмарка"), Н. Римский-Корсаков ("Майская ночь", "Ночь перед Рождеством"), П. Чайковский ("Черевички").
В это время распространилась заинтересованность музыкальным фольклором с точки зрения его теоретического исследования. На этой ниве появились выдающиеся труды П. Сокальского и Н. Лысенко.
Значительных успехов в области изобразительного искусства достигли К. Трутовский, Н. Пимоненко (1862-1912), С. Светославский, К. Устиянович, М. Ивасюк. Наиболее известным был Сергей Иванович Васильковский (1854-1917), который мастерски соединил достижения реализма с украинской национальной традицией и на этой основе передал неповторимую красоту природы родного края. Его пейзажи являются настоящими шедеврами искусства ("Казачья левада", 1893; "Днепровские плавни", 1896; "По Донцу", 1901). К. Трутовский выступил с картинками бытового жанра ("Ярмарка в Украине", "Колядки в Украине", "Вечер в украинском селе", "Свадебный выкуп"). В жанре исторической живописи работал Л. Жемчужников ("Казак идет на Сечь").
Художники С. Васильковский и И. Похитонов открыли украинскую живопись для Европы и получили право выставлять свои картины в парижском Салоне "вне очереди".
Монументальная живопись представлен росписью Владимирского собора в Киеве (Н. Пимоненко) в русско-византийском стиле.
Выдающимся представителем украинского искусства в области скульптуры был Иван Петрович Мартос (1754-1835), профессор, ректор Академии художеств. Среди его произведений - памятники Минину и Пожарскому в Москве (1818), А. Ришелье - в Одессе (1828).
В 1853 г. по проекту скульптора В.И. Демут-Малиновского и архитектора К. Тона был сооружен памятник князю Владимиру Великому, который выполнил в бронзе П.К. Клодт (1805-1867).
В изобразительном искусстве работали Т. Шевченко, Л. Жемчужников (1828-1912), К. Трутовский (1826-1893). Одним из ведущих жанров художественного творчества Шевченко был портрет (130 работ). В 1860 г. за серию офортов по произведениям К. Брюллова и автопортретами Шевченко был удостоен звания академика гравировка.
Среди выдающихся певцов второй половины XIX в. Соломия Крушельницкая (1872-1952) и ее сестра Анна (1887-1965).
Среди архитектурных сооружений этого периода отличаются оперные театры Одессы (архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер, 1887), Киева (В. Шребера, 1901), Львова (С. Горголевский, 1900), Львовский политехнический институт (Ю. Захаревич, 1877) .
Представители национальной школы в скульптуре Л. Позен (1849-1921) и П. Забила (1830-1917). Первый работал в жанре скульптуры малых форм (Кобзарь, Шинкарь), второй - в жанре скульптурного портрета (памятник Гоголю в Нежине).
Во взглядах некоторых деятелей, претендовавших на роль выразителей украинской культуры (П. Кулиш, Н. Костомаров), содержались консервативные идеи.
Пантелеймон Кулиш (1819-1897) выступал как писатель, этнограф, историк. В ранний период принимал активное участие в борьбе за развитие украинской культуры (член Кирилло-Мефодиевского общества), основал собственную типографию. Он издал два тома "Записок о Южной Руси", альманах "Хата", получившие положительную оценку прогрессивных критиков. Он же явился инициатором издания журнала "Основа". Кулиш был одним из первых украинских профессиональных критиков, принявших участие в обсуждении принципиальных вопросов развития украинской культуры.
Абсолютизируя национальные чувства как основу "национального духа", Кулиш боролся идею национальной замкнутости украинского жизни. В интересах "высшей нравственности" и "целостности народной души" он призвал к поддержке консервативных форм национальной жизни и развития на их основе национальной самобытности. С его именем связано возникновение взгляда на украинский народ как на якобы бесклассовую национальное сообщество людей, как на единую демократическую массу, которой чуждо классовые противоречия.
Н. Костомаров (1817-1885) как писатель примыкал к украинским романтиков. В его поэзии отразились элегические настроения, идеализация старины, картины национально-визвильнои войны украинского народа с позиций национально-религиозной концепции.
Прямолинейно подавая связь фольклора с историей, Костомаров идеализировал и историческое прошлое, чем способствовал утверждению концепций "барреля", "исконно демократичности" украинской нации.
Прогрессивные идеи характерны были также для М. Драгоманова, П. Сокальского, А. Потебни. В центре внимания первого были проблемы социологической критики, в двух последних - проблемы психологии творчества. Эстетические взгляды Драгоманова опираются на опыт литературы и литературной критики, П. Сокальского - на опыт музыкального искусства, А. Потебни - на изучение языка и фольклора.
Деятельность композитора и музыковеда П. Сокальского (1832-1887) связана с усвоением принципов реализма, народности, национального своеобразия музыкального творчества, а также с раскрытием психологических основ музыкального восприятия. Его творчество представляет образец единства русского и украинского музыкальных культур.
Задача искусства автор видит в раскрытии внутренней жизни народа и отдельного человека. "Искусство обнаруживает прошлое, пережитое народом, а поэтому не может не быть национальным. Искусство не может быть без отчизны ... И национальное вне народного немыслимо. Оно еще может обойтись без государства, но никак без общества ".
Предыдущие материалы:

Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.