Характеристика метода типологии культур


Для  наиболее  полного  изучения  феномена  культуры             применяется                     метод типологии.          Типология           культуры              решает                     задачи         упорядоченного     описания               и объяснения по составу множества объектов культуры.

Существует два основных подхода в типологии культуры:

-   изучение культуры в пространстве (синхрония);

-   изучение культуры во времени (диахрония).

Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происхождящие  в  культуре  всего  человечества  на  каком  –то  этапе  его  развития. Словом «культура» в синхронном (географическом) плане могут объединять самые различные группы людей – от весьма малочисленных (культура племени) до миллиардных (культура Запада). При этом объединяющими факторами с разной степенью значимости могут  быть  расово  –  этнические,  языковые,  хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета и многие другие.

Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал.

В связи с этим выделяют виды типологий:

-  Этнографические  типологии  (Западная  культура  –  Восточная  культура; Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)

- Антропологические типологии (Культура белых народов – культура черных народов

– культура цветных народов; Культура романских народов –  культура тюркских народов и т.д.)

- Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.

В исторических типологиях исследователями используются  в  основном  два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход,  характерный  для современных    культурологов,    заключается    в    том,    что    они    отрицают    идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

Рассмотрим основные исторические типологии.

Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век.

Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения,  а в качестве движущей  энергии  в  большинстве  из  них выступают классовая борьба и революции.

Впервые представление о различных и самостоятельных «культурно – исторических   типах»    было    предложено    русским   ученым   Н.Я.    Данилевским (1822-1885) в XIX веке. Его теорию «локальных», «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог  О.  Шпенглер  (1880-1936) и английский историк А. Тойнби (1889-1975).

Согласно  их   представлениям,  в    культуре   как   основе   общественно   –исторического    развития,    самостоятельно    органически    существуют    отдельные «замкнутые»  культуры.  Культурный мир  последних  тысячелетий  в  этом  контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой. Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О.  Шпенглер  насчитывал  8  таких  культур,  А.  Тойнби  –  21.  Наиболее распространенной типологией  является  схема,  утвердившаяся  во  второй  половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье   –   Новое   время   –   Новейшее   время.   Эта   схема   основана   на формационном принципе, т.е. каждая социокультурная эпоха соответствует определенной формации (первобытнообщинная, родовая феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ – схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства:

-   рациональный тип – правовой, который характеризуется подчинением закону;

-   традиционный тип – основывается на святости существующих обычаев и законов;

-   «харизматический»   тип   (харизма   –   качества   личности)   –    когда   качества какого-либо  человека позволяют вдохновлять  и увлекать  за собой людей  (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.).

 

М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе.

Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал  «единство   истории»,   «единство   человечества»,   «единство   культуры». Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:

-   доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовных ценностей;

-    древние культуры – связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного  шара древних архаических  культур  (шумеро  –  вавилонская,  египетская, эгейская), когда человек становится человеком;

-  «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 г.г. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий;

-  технический век – начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

В   ХХ   веке   появились   новые   воззрения,   согласно    которым   главным показателем культурного уровня того или иного общества является степень его индустриализации. У истоков таких воззрений находились французский философ Р. Арон (1905-1983) и американский экономист и политолог  У.  Ростоу (род.  в 1916). Поступательное движение человечества делится на три этапа:

-   доиндустриальное общество – включает в себя первые три формации. Здесь преобладает так называемая первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, большую роль играют религия и военная сила, автократическая форма правления;

-    индустриальное    общество    –    соответствует    капиталистической    формации.

Главенствуют      «вторичная»      сфера      производственной      деятельности      – промышленность. Формы правления демократические;

-    постиндустриальное общество – общество будущего. Главная сфера деятельности

– «третичная» - духовная. Ведущая роль приобретают наука и образование. Форма правления – «меритократия – аристократы духа»,   т.е. люди, выделившиеся лишь благодаря своему интеллекту, нравственности и реальным заслугам.

В 60-х годах ХХ века канадский ученый М.  Маклюэн выдвигает концепцию информационной технологии, где социокультурный процесс связывается с особенностями получения, переработки и передачи информации. Согласно идее Маклюэна, смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации:

-    эпоха      устных      (оральных)      средств      коммуникации      –      соответствует первобытнообщинной формации;

-  эпоха  визуальных  средств  коммуникации  –   соответствует  появлению письменности – рабовладельческая формация;

-    эпоха   появления   массовых   средств   коммуникации   –    соответствует   эпохе Возрождения, когда появляются первые типографические станки;

-    эпоха современных,  электронных средств коммуникации –  соответствует  концу XIX и далее ХХ веку (телеграф, радио, телефон, телевизор, интернет).

Подводя итог краткому рассмотрению истории типологизаций культуры, выработанных  за  последние  столетия,   можно   сделать   вывод   о   бесконечности процесса исследований в этом направлении и разнообразии взглядов на процесс развития мировой культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.