Западный тип культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Культуру,    рожденную    на    старом    европейском    континенте,    называют «европейской», или «западной». Между этими терминами нельзя ставить знак равенства. Последний термин говорит о том, что вместе с европейцами – переселенцами эта культура перешагнула через океан и оказала огромное влияние на всю западную культуру.

Говоря о европейской культуре, мы должны иметь в виду и США, и Канаду, и Австралию, и в определенном смысле Россию.

В чем проявляется сущность европейской культуры?

Существует три точки зрения:

1) в особенностях индустриальной модели западного общества;

2) в духовных ориентирах христианства;

3) в   традициях   автономных    городских    коммун    (городов    –    полисов античности, где были сформированы такие понятия, как «моральное лидерство», «демократия», «сообщество свободных собственников» и т.д.)

В Европе складывались  такие компоненты  полисного  генотипа,  как свобода собственности и трудолюбие, достоинство личности, свободный выбор.

Все это способствовало формированию в европейской буржуазной культуре определенных черт.


1. Антропоцентричный характер европейской культуры.

Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Древнегреческий философ Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали, пониманием  человеческого  разума  как  созданного  по  образу  и  подобию божественного усиливало анторопоцентрический характер европейской культуры Нового времени. Ренессансный элитарный гуманизм, воспевавший мощь и свободу творческого человеческого духа, в Новом и Новейшем времени становится универсальным: он адресуется каждому человеку и провозглашает право  на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Свобода личности становится исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2. Инновационный  («нововведение») характер  европейской буржуазной культуры. Это  означает  ее  общую  ориентацию  на  изменения  привычного  образа жизни и образа мыслей, высокий уровень риска, а стало быть, творчества и предприимчивости.

Данная черта способствовала формированию в Новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – это быстрое изменение техники и технологии, систематическое применение на производстве научных    знаний, умножение знаний и изобретение нового.

3. Полицентризм власти,  характерный для европейского типа культуры, заключается в рассредоточении власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных условиях с учетом определенной автономии местной власти. Заслуживает отдельного внимания разделение властей на политическую и духовную, государства и церкви. В борьбе политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть – сферу человеческой нравственности, благодаря чему человек приобрел свободу личности, нравственный идеал,  суверенитет выбора между добром и злом.  Именно  духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры.

4. Европеизм  – это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни. Например: НАТО,  ООН,  Международный  Красный  крест,  Всемирная  организация здравоохранения  (ВОЗ),  «Грин –  пис»,  Олимпийские  игры,  европейская  денежная система и т.д.

5. Христианские корни  европейской культуры. В основании культуры западного типа лежит христианство – одна из мировых религий. Основные идеи христианства –  религии Иисуса Христа: искупительная  миссия  Христа,  его  второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм. Сегодня оно представлено и многочисленными сектами и культами – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и т.п.

Земная жизнь Иисуса Христа изложена в Евангелиях (от Иоанна, от Луки, от Марка, от Матфея). Евангелие –  составная  часть  главного  памятника христианской литературы – Библии.

Основанная Библией христианская картина мира лежит в основе христианского вероучения.  Идея  спасения  –  одна из  главных  тем  христианской  гуманистической литературы.  Христианство  для  Европы  нечто  большее,  чем  просто  какая  –  либо


религия в любой другой культуре.  Христианская  церковь  как институт объединяла Европу  «сверху»: путем  распространения  папской  власти  она  создавала  в  Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу «снизу»: формировала своего рода

«общеевропейское сознание», понемногу  вытесняла  разнородные  мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры.

Различия между Западом и Востоком, хотя и сглаживаются под напором современной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными.

Принципиальные отличия двух обозначенных парадигм можно проследить по следующим основным позициям: (см. таблицу 1).

Итак, западный тип культуры – явление сложное и неоднозначное. Он ориентирован на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики  западного  типа  характерны  волнообразность,  рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно – экономических и политических структур.

 

Таблица 1

Западный тип

Восточный  тип

1.  Антропоцентризм

2.  Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека.

3.  Познаваемость мира безгранична.

 

 

4.  Ориентация на изменение окружающего мира.

5.  Экстравертность.

6.  Понятие свободы.

7.  Индивидуализм.

Демократия.

1.  Теоцентризм

2.  Истина –само бытие, а потому не зависит от ума и воли человека.

3.  Есть нечто принципиально не

познаваемое.

4.  Ориентация на изменение собственной природы.

5.  Интравертность.

6.  Понятие долга.

7.  Коллективизм

Тоталитаризм.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.