Аксиологическая концепция культуры. Культурные ценности


С позиций аксиологического1  подхода, культура есть система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего    исторического развития; "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей" (С.Л. Франк). Так определяют культуру современные отечественные философы, социологи, культурологи: А.Г. Здравомыслов, Г. Францев, Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.

Культура - это система ценностей общества, так как:

-    в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества;

-   она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер);

-    она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп;

-   она определяет  тональность  всей  культуры,  обуславливая  избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, "чужой" культуры [43].

Что же такое ценности и какова их роль в жизнедеятельности личности?

В науке существует два основных подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира: онтологический - направленный на познание сущности  предмета, и аксиологический - выражающий отношение человека к предмету. Выражение отношения к предмету осуществляется при помощи ценностей.

В  отечественной  философской  и  социологической  литературе                                                                                                                существует

более   ста    определений   ценностей.    Однако   наиболее    распространенным  в

отечественной  науке  является  следующее:  ценности   -  это  материальные  или идеальные    предметы,   обладающие значимостью   для   данного  социального

субъекта  с позиций удовлетворения его потребностей  и интересов.

Столь же многочисленны приводимые в отечественной философской и социологической литературе типологии ценностей,  осуществляемые по различным основаниям:

1) по  предметному  содержанию:  духовные и материальные,  экономические,

социальные, политические, этические и т.д;

2) по роли в жизнедеятельности индивида:  терминальные (ценности - цели)

и инструментальные (ценности - средства);

3) по         функциональной        направленности:        интегрирующие         и дифференцирующие;

4) в   зависимости    от    актуализировавшихся     потребностей   индивида:

витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные.

Основная  функция  ценностей  -  регулятивная  функция,  а  именно регулирование поведения индивида в определенных социальных условиях.  Каким же образом осуществляется эта функция ценностей?

Личность, чтобы чувствовать себя  полноправным членом общества,  должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры.  Соответствие жизни и  деятельности  личности  принятым  в


обществе  нормам  и  правилам  создает  у  нее  ощущение  собственной  социальной полноценности, которое является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия  поведения  требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, выводит из равновесия и может стать причиной кризиса.  Таким  образом,  человек  нуждается  в  постоянном  контроле  за  степенью своего  соответствия  социальным  нормам,  то  есть  за  степенью  своей  социальной полноценности.   Внешний  контроль         за                   степенью             социальной       полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль  осуществляется  самим индивидом  с  позиций  существующих норм  и  требований  общества,  усвоенных  им  в  процессе  социализации,  то  есть выступает      как      самоконтроль.    Самоконтроль   является действенным       механизмом развития  личности,  так  как  предполагает  последующую  корректировку  поведения индивида   в    соответствии    с    указанными   нормами.              Сознание       собственной неполноценности      побуждает     его    к      творческой  деятельности  по                   восполнению, компенсации недостаточности индивидуального  бытия  и таким образом  выступает как креативный механизм, механизм развития.

Ценности выступают критериями оценки как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий.  Эта деятельность  оценивания  осуществляется личностью   не   с   точки   зрения   полезности   или   нужности,   а   с   точки   зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Именно поэтому Б.Л.Борухов называет ценности "зеркалами культуры" [44].

Ценности  являются  критериями  оценки  и  окружающей  действительности: через систему ценностей личности как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно  той позиции,  с  которой она смотрит на них. Поэтому ценности личности выступают как своего рода "локаторы" нравственного сознания личности, установленные в строго определенном ракурсе и позволяющие ей улавливать предпочтительные (и заглушать непредпочтительные) ценности [45, с.118]. Поэтому можно сказать, что функция ценностей - создание упорядоченной, стабильной, осмысленной, имеющей для человека значение картины мира.

Ценности  как  высший  уровень  регуляции  социального  поведения  личности

действуют во всех сложных случаях, в них выражена «собственно социальная, человеческая  сторона  мотивации»,  «в  них  как  бы  резюмируется  весь  жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии», этот компонент структуры личности «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [43, с.197-198].

По   мнению   Здравомыслова   А.Г.   и   Ядова   В.А.,   наличие   устоявшихся ценностных  ориентаций  характеризует  зрелость  человека  и  обеспечивает устойчивость и стабильность личности. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной   позиции,   упорство   в   достижении   целей,   верность   определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность,  непредсказуемость поведения  человека; неразвитость  ценностных  ориентаций  личности  определяет  ее инфантилизм,  господство  внешних  стимулов  во  внутренней  структуре  личности, малую значимость субъективной детерминации, а следовательно, конформизм, безликость человека [43].


Как подчеркивает Эрих Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином  направлении;  у  них  нет  ни  особых  добродетелей,  ни  особых  пороков;  они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.

Другой важной функцией ценностей является  прогностическая функция,  а именно   создание  образа, эскиза   будущего,      к              которому     стремится               личность. Ценности,  выступающие  как  представления        личности  о               должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

Для социологии культуры огромное значение имеет проблема выявления, измерения  и  интерпретации  системы  ценностей  изучаемой  группы,  этноса  и  т.д. Целью таких исследований является  выявление стратегии поведения  больших масс людей,  получение  достоверных  данных  для  прогнозирования  будущего  поведения этих масс.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.