Личность как  субъект культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Однако, если понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека   или   представителя   той   или   иной   социальной   группы,   а   понятие «индивидуальность» указывает на самобытность человека, то понятие «личность» является более объемным. Оно подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это  системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной

ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью  –  устойчивой  доминирующей  системой  мотивов  – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.

В  истории  философии  проблемы  личности  имели  весьма  широкий  спектр

трактовки:  от  фатальной  связи  личности  с  природой  и  социумом  до волюнтаристского понимания личности. В марксистской трактовке личность – совокупность всех общественных отношений.

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях:

личность  как индивид,  индивидуальный носитель  культуры; личность  как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

В  обыденной  жизни  трудно  заметить  зависимость  культуры  от  человека, скорее  видна  обратная  зависимость.  Вхождение  человека  в  общество  происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего  отношения  к ней.  Содержание его  сознания  наполнено смыслами и значениями,  человек постоянно  оперирует информацией о  внешнем  и внутреннем мире. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей и т.п., которые в данный момент времени не используются субъектом, объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти – это хранилище всего его  жизненного  опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности в форме актуально переживаемой субъективной реальности и памяти объективировано в мозгу и существует в неотчужденном от индивида виде, оно и есть результат интериоризации (присвоения себе) культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут не сами по себе,  а лишь  через  осознанную творческую активность  человека.  Если же человек отворачивается  от культурных смыслов,  то  они  умирают,  и  от  культуры  остается символическое тело, из которого ушла душа (О. Шпенглер).

Общепризнанным является положение, что  культура –  это  результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся,  обогащающие  и  творящие  друг   друга.   Взятое  обособленно   от человека материализированное «тело культуры», лишается динамики, движения, жизненности. Реальная живая культура неотделима от общественного человека – субъекта  культуры,  соотнесенного  с  созданным   им   объективированным   миром

«второй природы». Но и сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в  обществе  ценностям,  традициям,  овладения  присущими    данной культуре приемами и навыками деятельности и т.п.  Биологически  человеку  дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого  в человеке,  выступает  предпосылкой  развертывания  его  деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается  от творчества,  проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Человек, овладевший культурой общества,  в которой он живет,  «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей.  Талантливый  человек  делает  открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную   несвободу,   удерживая   личность   в   плену   своих   символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть  дело  гения.  Поскольку новый смысл,  рожденный гением,  испытывается  в опыте других  людей,  в  борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.

Таким образом,  личность  как  субъект  культуры  всегда  находится  в  центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.