Инкультурация

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Понятия   «инкультурация»  и   «социализация»  очень   близки   по   своему содержанию. Однако не следует их отождествлять.

Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому.   Можно   сказать,   что   социализация   –   это   обучение   человека   жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране,  он обязан иметь  элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.

Но культура в разных странах более специфична, чем социальная  структура. Поэтому, например, эмигрант, приехавший в чужую страну, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Отсюда можно заключить, что социализация, т.  е.  адаптация  к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление  к  чужим  ценностям,  традициям  и  обычаям.  Русские  эмигранты первой волны  во  Франции  до  конца  своих  дней  ощущали  себя  не  французами,  а русскими, несмотря на то, что многие из них стали благополучными бизнесменами, инженерами, учеными и т.д.


Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным.  При социализации адаптация  легкая  и быстрая,  при  инкультурации  – тяжелая и медленная.

Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры (родственниками, друзьями, знакомыми и т.д.), у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, оценивать события.

Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях.  Например,  простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

По динамике своего развития эти процессы могут не совпадать. Например, так называемые «новые русские» великолепно социализировались  в новых социальных реалиях 90-х годов. Однако в большинстве своем это люди неинкультурированные. Они далеки от общечеловеческих ценностей, христианских заповедей, этикета и т.д.

Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются  по

разным  законам.  Динамика  их  развития  тесно  связана  с   возрастными   этапами человека. На один и тот же возраст может приходиться  максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется  у человека в  детстве,  молодости  и  зрелости.  В  эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже – остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости.

Итак,   процессы   социализации  и    инкультурации  могут   идти   в   одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться.

Когда оба процесса идут в одном направлении, т.е. совпадают, то мы можем увидеть,  как у разных типов людей увеличивается  или  уменьшается  культурный  и социальный потенциал. Например, люди, воспитанные среди животных, вернувшись в человеческое общество, не способны адаптироваться в нем. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Дети,  воспитанные в детских домах или люди, долгое время находившиеся  в местах лишения  свободы,  оказываются  плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. У них средние величины  инкультурации и социализации.  Считается,  что  наивысшим  потенциалом обладает  интеллигенция.  Это   –   элитарная   часть   общества,   т.е.   люди,   которые являются социально активными и культурно состоявшимися.

Итак,   обобщая   можно   сказать,   что   социализация   -   это   есть   усвоение некоторого  культурного  минимума  для  того,  чтобы   жить   в   данном   обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация,  напротив,  термин  более  широкого  порядка.  Это  –  приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.