Мировая величие украинской культуры и противоречия культуры настоящего


Несмотря на горечь потерь, руйнацийни исторические влияния и комплекс неиспользованных возможностей, достояние украинской культуры получили мировое признание. Так, среди историко-культурных шедевров Украине отличаются Киево-Печерская лавра, основанная еще при Ярославе Мудром, Софийский собор, Андреевская церковь в Киеве, Собор св. Юры во Львове, Покровский собор в Харькове, замки в Луцке, Владимире-Волынском, Кременце, Каменце-Подольском, Остроге и т.д. Украина славится деревянной архитектурой. Именно у нас больше ценных художественных образцов европейского деревянного зодчества.
Живопись Украина представляют такие имена, как А. Лосенко, Д. Левицкий, В. Боровиковский, В. Тропинин, Т. Шевченко. Многие украинских живописцев работали для других культур. В XIX в. до польского искусства принадлежали такие украинские художники, как Г. Гадзевич, Ю. Коссак, в венгерский - М. Мунчак; в Вене работал Т. Якимович; для российского живописи - А. Литовченко, И. Сошенко, И. Крамской, И. Репин и другие художники.
Мирового определения получили украинский театр (М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Тобилевич, И. Карпенко-Карого, М. Садовский, П. Саксаганский, М. Заньковецкая, Л. Курбас) и украинская музыкальная культура (М. Березовский, Д . Бортнянский, А. Ведель, С. Гулак-Артемовский, П. Нищинский, М. Вербицкий, М. Лысенко, П. Сокальский).
Научная общественность мира знает и чтит имена ученых-гуманитариев Г. Сковороды, Ю. Котермака, П. Кулиша, Н. Костомарова, М. Грушевского, Н. Аркаса, Д. Багалея, А. Потебня, А. Кистяковского, Ф. Вовка, М. Драгоманова, И. Франко, Д. Чижевского и др.
XX века дало миру новую плеяду украинских деятелей культуры, образования и науки, таких как М. Амосов, Е. Патон, В. Вернадский, А. Богомолец, Г. Тютюнник, О. Гончар, Остап Вишня, В. Стус, Л. Костенко , Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, С. Людкевич. Вместе с социологическими данными ученых В. Андрущенко, Л. Губерского и М. Михальченко определяется, что за последнее десятилетие катастрофически уменьшилось количество киновидвидувань, половина новых театров заполняется только на 50%; 3 / 4 старшеклассников сельских школ и 1 / 3 городских почти не посещают музеи: 31,3% жителей малых и средних городов не бывают в театрах, 35% не пользуются услугами библиотек, 60,5% никогда не посещают клубные учреждения. Лишь 4,2% свободного времени тратит городской житель на посещение культурных учреждений. Дефицит культуры как следствие затяжного невнимания к этой сфере негативно сказывается на состоянии дел в обществе.
Сегодня ясно каждому: вне культуры ни о каком обновление общества, становление государственности, внедрение демократических и рыночных отношений не может быть и речи. Только культура обогащает народ общечеловеческими ценностями, приобщает человека к творчеству, воспитывает в нем хозяйственно-деловые и морально-этические качества. Именно поэтому развитие культуры должно рассматриваться так же, как и экономико-политическая проблематика. К сожалению, и сейчас в этой сфере царит остаточный принцип. Более того, не наблюдается каких-то радикальных попыток улучшения положения дел.
Возрождение и увеличение культурного потенциала - необходимое условие возвращения страны к общецивилизационных основ общественно-исторического развития человечества. Первоочередными в этом плане следующие задачи:
1) возвращение человека к своей собственной истории. Только тот народ имеет будущее, который помнит свою историю, не потерял связь ИЗ своими корнями, постоянно обращается к источникам и одновременно создает новую историю цивилизованными средствами и по законам культуры;
2) изъятие из общественного сознания и поведения людей чувство национальной неполноценности;
3) увольнение остаточного поезда Украинская к подчинению другой государственности формирование твердой летнего независимого позиции, мировоззрения, культуры;
4) использование обезличенного отношения к природе, труду, людей и гуманистических ценностей; воспитание чувства хозяина, ответственности за состояние дел в семье, городе, государстве.
Важными также являются:
1) укрепление материальной базы культуры, искоренение остаточного принципа ее финансирования, внедрение новых форм финансового обеспечения;
2) коренная перестройка системы образования;
3) демократизация культурной политики;
4) привлечение в сферу социокультурной творчества широкой общественности, а в перспективе обеспечения органического единства человека и культуры;
5) парадигмы мышления на основе общекультурных достижений человечества и общечеловеческих приоритетов;
6) внедрение культуры во все сферы общественной жизни общества: труд, быт, национальные отношения и т.д.
Общественоисторический опыт человечества свидетельствует, что некультурная лицо не может пользоваться достижениями цивилизации и создавать нечто такое, что заинтересовало бы другие государства и народы, оценивалось бы как общечеловеческое достояние. Попытки построить социально справедливое общество вне общечеловеческим достоянием человечества обречены. Следовательно, надо возвращаться в лоно цивилизации, усваивать ее общекультурные достижения, развивать творчество на основании общечеловеческих гуманистических приоритетов.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.