Культурная идентичность

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Термин   «идентичный»   (от    лат.    Identicus)   означает   «тождественный», «одинаковый». Одна из глубинных потребностей человека - стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентаций, которая дала бы ему возможность   отождествить   себя   с   неким   признанным   образцом.   Вот   почему огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.

Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации в конечном счете коренятся     в эволюционной потребности индивида в определенных формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться какой-то сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не сумели ее добиться. Все общества обладают некой «психосферой» (О. Тоффлер), которая охватывает их идеи, начиная от общности и идентичности. Таким образом, идеи «принадлежности» или «общности»   и   акт   идентификации   с   другими   оказывается   фундаментом   всех человеческих систем.

Индивидуальная  и  групповая  культурная  идентичность  менялась  в соответствии с историческими преобразованиями. Например, в течение десяти тысяч лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно прочно идентифицировались   с   семьей,   кланом,   деревней   или   другими   группировками, которые захватывали индивида уже при появлении на свет. Индивид рождался уже как член семьи и расовой группы. Религия задавалась ему родителями и местным сообществом.  Таким образом,  базисные  индивидуальные  и  групповые  культурные привязанности определялись  уже  при  рождении.  Групповая  идентичность  обычно оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека.

В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и классовые формы идентификации. Стали ослабевать семейные формы культурной идентификации: например, забота о престарелых была снята с детей и возложена на государство.

В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется. Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались незначительными, приобретают культурное и политическое значение.

Не  случайно  мы  становимся  свидетелями  агрессивной  самоорганизации  со стороны  таких  групп,  как  престарелые,  страдающие  физическими  недостатками,гомосексуалисты, ветераны войны, которые считают, что массовое общество несправедливо обходится с ними. Возникают новые идентификационные группы,  и этот бурный социальный процесс получает решающее ускорение благодаря демассированным средствам информации: специально адресованных публикаций, кабельного телевидения, спутниковой связи, интернета и т.п.

Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные слои расовой и этнической идентичности.

Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов, легенд,  святынь,  эмблем.  Этническое  сознание  особенности,   «непохожести»   на других в большей степени определяется самими представителями данного этноса.

Национальная идентичность, основанная на исторической национальности, национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к вершинам цивилизации. Однако ценность национальная, как и все ценности,  может извращаться и претендовать на верховное и абсолютное значение. Тогда национализм, эгоцентрический и ненавистнический ко всем национальностям, кроме своей, стремится  подчинить  себе  все  ценности.  В  связи  с  этой  ситуацией  возникают вопросы: Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы её границы? Что является альтернативой современному национализму?

Современная  демократия  ориентируется   на  растворение  социокультурных групп в обезличенном «массовом»  обществе,  не на  индивидуальную  и  групповую идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического и правового общежития.

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.