Методы науки мифологии

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Собирание мифов. Этот труд требует постоянных усилий. Современные мифы можно собирать, анализируя общественное мнение, изучая содержание средств массовой информации, слухов и сплетен, различных идей и поверий. При этом нужно только умело различать предмет несомненной веры – и содержание пропаганды, т. е. теми образы реальности, которые кто-то пытается внедрить в народное сознание.

В современных традиционных обществах, по оценке Мирчи Элиаде, роль и функции мифов могут быть (или могли быть до последнего времени) тщательнейшим образом прослежены и описаны этнологами. В отношении каждого мифа, так же как и в отношении каждого ритуального действия архаических обществ, возможно было опросить туземцев и узнать у них, по крайней мере, отчасти, значение, которое они этим мифам и обрядам придают. Но, с другой стороны, в этих обществах мифы часто хранятся вне записи, в памяти их адептов. Редкий человек знает миф целиком. Являясь высшей святыней, мифы составляют главное сокровище сообщества. А потому это сообщество далеко не всегда охотно делится ими с посторонним наблюдателем, чужаком. От собирателей мифов народов Африки, Океании, Австралии требовалось подчас долгое и упорное вживание в культурную среду для завоевания доверия аборигенов. Сегодня этот труд можно считать в принципе завершенным.

 

Древние мифы к настоящему моменту в основном уже изучены. Однако и здесь есть еще резервы. Мифы эти не всегда дошли до нас целиком в составе Священных Книг. Нередко эти книги или не сохранились, или их не было вовсе. В таком случае собирание мифов может происходить путем анализа других источников: литературы, фольклора, записей религиозных гимнов, ритуальных церемоний, изображений на сосудах, скульптуры и т. п.

Реконструкция. Как правило, миф нуждается в реконструкции. Часто нет такого источника, в котором он был бы изложен исчерпывающе. Тогда требуется скрупулезное изучение разных источников информации и обобщение различных сведений. С отдельными результатами реконструкции можно познакомиться, обратившись к переложениям мифов, сделанным учеными. Это, например, книги Куна, Грейвса, Головкера, Тахо-Годи и многих других авторов по мифам древних греков, Темкина и Эрмана по мифам индийцев, Юань Кэ по мифам Китая и т. п. Реконструкция мифа по разным источникам – процесс творческий. Он может привести к разным результатам.! Разница зависит и от количества и качества источников, и от миросозерцания ученого.

Систематизация мифов в пределах одной мифологической системы. Систематизация мифов в рамках одной мифосистемы может производиться по-разному. Традиционный и распространенный способ – изучение эволюции мифологической системы. В этом случае изучается развитие мифологических представлений. Пример –- исследования А. Ф. Лосева («Греческая мифология в ее историческом развитии» и др.), статья Р. Антеса «Мифология в Древнем Египте» (в сборнике «Мифологии древнего мира»). Другой способ – изучение мифосистемы как стабильной, относительно постоянной, внутренне упорядоченной системы представлений. Иногда эту систему пытаются даже структурировать. Пример – статьи В. В. Иванова и В. Н. Топорова о балтийской и славянской мифосистемах в энциклопедии «Мифы народов мира».

Сопоставление мифологических систем. Сравнительная мифология. При сравнении мифосистем давно уже было открыто удивительное сходство многих мифов, входящих в разные мифосистемы. Сходств очень много – и на уровне центральных сюжетов (например, о золотом веке, о потопе, о битве героя с чудовищем), и в весьма мелких деталях и подробностях (например, во многих мифосистемах неуязвимый герой имеет какое-то одно уязвимое место, вследствие чего и гибнет: Ахилл, Зигфрид, Исфендиар, Самсон). Это загадочное сходство мифов, адепты которых живут на огромном расстоянии друг от друга, стало предметом осмысления и истолкования (см. ниже, в главе «Эволюция мифологических представлений»). В то же время оно есть основание для других способов анализа мифов разных народов.

Данные сравнительной мифологии позволяют некоторым ученым вслед за Э. Б. Тайлором утверждать, что древние мифы можно реконструировать, имея аналогичный материал в мифах современных традиционных обществ. Оппоненты (напр., Г. К. Честертон) говорят, однако, что творческое ядро человечества потому и ушло от своего архаичного состояния, что уже в далекой древности имело некую специфику, какие-то импульсы для дальнейшего духовного развития. Так что проводить прямые аналогии рискованно. В принципе реконструкция и систематизация по аналогии возможна. Однако для этого нужны дополнительные условия. Так, Д. С. Раевский реконструировал мифы скифов путем сопоставления скудного скифского археологического материала с мифами других, но родственных скифам, арийских народов.

Типологический анализ мифов. Сходство мифов и мифосистем позволяет осуществить типологический анализ мифов разных народов. Упорядочив элементы сходства и различия в разных мифосистемах, мы выделяем основные, опорные понятия (уровни соответствий) и на этой основе классифицируем мифы. В первую очередь здесь берутся персонажи, миротворение, хронотоп. Можно также предположить, что есть и некая стабильная структура мифов, общая для всех мифосистем. Эту структуру рассматривает структурно-типологический анализ. Здесь акцент делается на изучение общих отношений, глобальных закономерностей, которые проявляются в мифосистемах.

Герменевтический анализ. «Понимающая мифология», попытка понять, что значит миф для человека, включенного в его сферу. Истолкование смысла мифа путем погружения в культурно-историческую среду, в которой миф имеет актуальное значение, гружен осмысления экзистенциалов мифа. Главные средства: вживание, идеальное моделирование.

Философский анализ. Осмысление значения мифов извне, попытка вписать его в общекультурный процесс и в жизнь человека. Средства: философская спекуляция, размышление, интеллектуальное обобщение.

Пока миф существует как живая реальность веры, нужды в его специальном объяснении не возникает. Он полагается даром свыше и является абсолютно достоверным знанием для адепта, знанием, не подвергаемым сомнению и критике. Исторически анализ мифа обычно начинался тогда, когда иссякала вера в него. Это создавало дистанцию, открывавшую возможность непредвзятого подхода.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.