Классификации высших существ

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Как соотносятся Бог и мир? Во-первых, по факту присутствия или отсутствия божества в «здешнем» мире. Божество противостоит миру – или наполняет его собой. Это фундаментальное деление. Именно подобным образом Р.Отто классифицировал нуминозное.

Имманентные божества есть божества внутрисущие. Это силы, пребывающие в мире, в вещи. Бог пребывает в мире, наполняет собой мир – и исчерпывается этим. У него есть место. Облики такого бога – лики мира. В том числе это может быть и облик человека. Антропоморфизм есть проекция человеческих свойств и форм на божество. Иногда же божество предстает в облике животного, птицы, камня и т. п. или в облике, сочетающем разные черты различных существ. Но это далеко не всегда значит, что сущность божества можно отождествить с тем или иным его обликом. Философ Пауль Тиллих рассуждал об этом так: «Боги одновременно субличностны и суперлич-ностны. Боги в образе животных не являются обожествленными зверями: это выражения запредельных для человека понятий в символах различных форм животной жизни. Боги в образе звезд не являются обожествленными небесными телами: это выражения запредельных для человека понятий в символах расположения звезд на небе и в их творческой и разрушительной силе. Сочетание субчеловеческого и суперчеловеческого в характере мифологических богов – это протест против низведения божественной силы до человеческих мерок. В тот момент, когда протест теряет свою эффективность, боги превращаются из богов в возвеличенных людей... Поэтому религия представляет божественные личности, чьи качества во всех отношениях опровергают и превосходят их личностную форму. Они –одновременно субперсональные и трансперсональные личности, парадоксальное сочетание, отражающее напряженность между конкретным и запредельным в человеческом мышлении и в каждой разновидности идеи Бога».

Трансцендентные божества пребывают вне мира. Мир в этом случае. – творение или антипод Бога. Бог являет себя неопалимой купиной – но Он сущностно не равен несгораемому кусту. Бог противостоит миру как высшее – низшему: дух и тварь. Богу нет места – и он везде. Нет у него и здешнего облика. Таков Бог Ветхого Завета. В христианской культуре веками длились споры об облике Бога. Иконопочитатели указывали на то, что Иисус Христос пребывал в этом мире и имел человеческую телесность. На этом основании Он может быть изображен в своем земном виде.

Еще одно деление высших существ осуществлено Торкильдом Якобсеном по наличию или отсутствию активной воли.

Интранаитивные божества не имеют воли. Это «жизненный порыв», духовная сущность явлений. Их внутрисушая воля и сила не выходят за пределы явления. То, что происходит с ними, – происходит «само по себе». Нуминозная сила воплощается в определенной ситуации и относится к определенному явлению, не простираясь за их пределы. Божество присутствует, но не действует. Появляется, существует и перестает существовать вместе с характеризующим его явлением. Оно внутри явления и связано его рамками. Бог подчинен Судьбе. Интранэитивны часто имманентные боги.

Транзитивные божества. Это обладатели воли. Таково трансцендентное божество. Имманентные транзитивные божества проявляют волю и энергию с возникновением явления, в котором они присутствуют. Пусть они и имманентны явлению – но обладают интересами, проявляют волю и активность за его пределами. Это владыки и правители, судьи.

Качество транзитивных божеств – распоряжение миром, власть над миром: над временем, пространством, человеком, другими существами и стихиями. Власть суть Знание, всеведение. Бог – владелец хозяйств, вождь, воин, властелин, правитель, царь, защитник от врагов. Вселенная (или часть ее) – его государство. Он наблюдает за своим владением, принимает решения о войне и мире. Бог грозен, суров, иногда беспощаден. Это судья и мститель. Он реагирует на судебные вопросы, иски, судит добро и зло. Иногда же он – милосерден, мягок сердцем: защитник и покровитель, избавитель от бед, родитель, попечитель, заботливый отец. Бог правит историей и творит ее. В истории – печать его участия. Результат правления – упорядоченный, осмысленный универсум, деятельно управляемый богами.

Транзитивное высшее существо может раскрыться как личный бог. Это божество, которое вступает в индивидуальный контакт с отдельным человеком. Он воспринимается как родитель, отец (мать)–кормилец–защитник–ходатай. Личный бог обещает удачу, это блюститель благополучия, сотрудник в успехе и двигатель личного успеха. Подчас он несет ответственность и за содеянное человеком, с которым пребывает в общении.

Классификация высших существ по функциональному признаку. Такое разделение в политеистических системах может производиться различно. Один вариант – триада. В интерпретации Жоржа  Дюмезиля три главные космические и социальные функции, три основных социальных слоя традиционного общества (жрецы, воины, земледельцы) соответствуют трем основным разрядам главных божеств или трем главным божествам в рамках мифологической системы. Это:

1. верховная магико-юридическая власть;

2. победоносная сила;

3. богатство, изобилие, плодовитость и связанная с ними смерть.

Часто стройная логика Дюмезиля вносит ясность в пестрый мир мифа. Но все-таки схема Дюмезиля не охватывает многих мифологических божеств. Она не всегда совпадает с основными смысловыми взаимодействиями в мире мифа. Да и трудно опознать богов по функции, сократить их до одной функции.

Другой вариант функциональной классификации – дуальное противостояние. Полярное качественное разделение. Такой космический поединок двух абсолютных сверхсущностей – основа зороастрийской мифосистемы. На основе дуальной антитезы нередко строится и распространенный в разных мифосистемахмиф о близнецах.

От разговора об отдельных высших существах перейдем к рассмотрению своеобразия мифосистем в зависимости от количества богов. По этому критерию есть два вида мифосистем.

Монотеистические системы. Трансцендентное божество единственно и едино. Таков Бог Библии, Корана.

Политеистические системы. По Якобсену, имманентность нуминозного опыта обусловливает политеизм мифологических представлений. Возникает множество богов и аспектов божественного в соответствии с разнообразием теофаний. Нуминозное – внутрисущий дух и движущая сила множества предметов и явлений – выступает всякий раз в новом обличье (Греция и Индия). Еще одна предпосылка политеизма – констелляция, корреляция. Божества не могут существовать абсолютно автономно, они существуют и действуют лишь во взаимодополнительности. Не всегда ясно и то, где кончаются манифестации единого божества и начинаются отдельные боги.

Отдельные божества могут представлять и олицетворять разные объекты, явления и процессы, стихии и сферы. Владычество – тождество. Спецификация: боги солнца, боги грома, боги моря, боги огня, боги деторождения, боги смерти и умерших, боги земледелия, боги мудрости, боги судьбы, богини зари, божество священного ритуального напитка... Так, велика была роль божества-солнца (Сурья, Савитар индийцев, Гелиос, Аполлон у греков, Сол, Хоре, Митра персов, Уту шумеров, Наххунте эламцев, Шамаш семитов, Тум, Хепри, Ра, Атум в разных египетских проекциях). Он выступает как податель благ – но одновременно нередко и как губитель.

Политеизм – предпосылка вступления божеств друг с другом в отношения. Вспомним о принципе констелляции, сформулированном Ассманом. Эти отношения могут иметь разный характер. Основные варианты взаимодействия – господство и подчинение, сотрудничество и вражда, соперничество, дружба, любовь...

Основные божества объединяются в пантеон. Это более или менее упорядоченный союз-совет богов. Каков этот порядок? Во-первых, обозначено количество богов. Довольно определенные представления на сей счет имелись у греков. С другой стороны, в индийских ведийских мифах численность богов и состав пантеона лишены всякой определенности. Здесь насчитывают от 33 до 3339 божеств; многие божества слабо индивидуализированы (а потому могут быть интерпретированы как лики единого божественного начала).

Во-вторых, порядок вносится в характер взаимодействия высших существ. В рамках пантеона божества могут иногда вступать в относительно равноправное взаимодействие, советоваться и принимать решения по взаимному согласию. Иногда основные божества соперничают между собой. Но обычно в пантеоне устанавливаются отношения господства-подчинения, утверждается строгая иерархия божеств.

В этом случае первый принцип, упорядочивающий отношения божеств в пантеоне, – это принцип семейного права. Пантеон – большая семья, руководимая богом-отцом, общим родителем и главой. Прочие божества родственно связаны с ним и как младшие создания находятся у него в подчинении. В этом аспекте акцентируется генеалогия богов.

Второй принцип иерархии, основанной на господстве-подчинении, – принцип функционального распределения обязанностей. Бог-отец – правитель мира, космокра-тор. Прочие божества имеют более или менее четко очерченную сферу деятельности, надзора и опеки. Они властвуют преимущественно в одной конкретной области. Пантеон принимает вид кабинета министров. В этом аспекте акцентируются функции богов и их полезность.

Разделение на моно- и политеистические системы отчасти условно. Бог может быть многолик и многоипостасен, и не всегда ясно, представляют ли собой разнообразные божества аспекты единого бога – или они вполне суверенны. Ф. В. И. Шеллинг рассуждал, что верховный Бог объемлет других богов, но не объемлется ими. Они пребывают в нем, он же – вне их. Он не входит в их число. По своей природе и сущности он предшествует им. «Множественность этих иных Богов не затрагивает его – он все равно один, ему нет равных».

Особую природу имеет Иисус Христос – Богочеловек, «полностью Бог и полностью человек».

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.