Герой

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Сущность героя двойственна. Герой мифа – это, как говорят, полубог-получеловек. В нем есть начала божественное и человеческое. Он имеет двойное – человеческое и божественное происхождение. Часто герой – сын божества (либо божественного чудовища) и земной женщины. В другом случае у героя две пары родителей – небесная и земная (т. е. он является аватарой божества в земном мире и имеет небесного двойника).

Что в нем от божества? Во-первых, происхождение. У героя божественный родитель. Он рожден чудесно. Чтобы создать великого героя, иногда нужно скрещивание не в одном, а даже в нескольких поколениях. Божественность героя проявляется как его таинственная, непостижимая особость и как близость к совершенству. Чудесное происхождение – основание для благородства и причина сверхъестественных качеств и способностей. Герой нередко огромен весом и ростом, обладает огромной, непомерной силой, чудесен внешне. У него немалый аппетит. Он прожорлив, ненасытен до хмеля, сексуально неутомим.

С божественным началом герой связан и своей деятельностью. Центральный момент жизни героя – подвиг. К этому он предназначен богами. Обязательность совершения подвига определяется тем, что герой является посредником между богами и людьми. Само его появление исторически, очевидно, означает некоторое отдаление мира богов от мира людей. По характеристике Дж. Кэмпбелла, «эманации сгущаются, поле сознания сужается. Там, где ранее были видны первопричины, теперь в фокус суженного, нацеленного на строгие факты человеческого зрачка попадают лишь их вторичные следствия. Поэтому теперь космогонический цикл продолжают уже не боги, ставшие отныне невидимыми, а герои, более или менее человекоподобные по своему характеру, через посредничество которых реализуется судьба мира». Герой в себе переживает космогонический процесс, собой и своими деяниями реализуя его этапы, смысл и цель. Иногда утверждают, что герой имеет своим архаичным прообразом тотемного предка (А. Косарев); исторически в древности это могло быть, но такое правило не универсально.

Герой имеет задачу, данную божеством, и решает ее в мире людей. Ему надлежит выполнить волю богов на земле. Обычно герой упорядочивает жизнь, вносит в мир лад и строй, справедливость, законы. На это он употребляет свои чудесные способности.

Итак, основное содержание мифов о героях – это история совершения подвигов. Подвиг не может быть легким делом. По своему масштабу это действие беспрецедентное и неповторимое. Оно доступно для исполнения только героем – и более никем.

Ради совершения подвига герой часто отправляется в опасное странствие, в тьму неведомого. Еще одно основание странствия – поиски героем своего отца или другого родственника, выполнение задания, исполнение обета. Путешествия составляют сюжет его жизни. Его удел – дорога. Здесь с ним случается большое приключение. Он проходит испытания, терпит бедствие и приобретает нередко особые способности и знания, погружаясь к истокам бытия, и уже потом обнаруживает способность к великому деянию.

Типология деяний героя. Наиболее распространенный подвиг героя – подвиг силы. Обычно это борения с чудовищем, драконом, каким-то чудесным врагом. Поединок с чудовищем оказывается нередко центральным сюжетом мифа. По своему значению такой подвиг, с одной стороны, является испытанием силы героя, а нередко, с другой стороны, входит и в более обширный контекст глобального мироустроения, которому мешает враг. При этом герой и его противник могут быть связаны родством; змееборец может быть потомком змея.

 Подвиг добывания культурных объектов (огня, растений).

 Подвиг хитроумия. Хитроумный герой подчас по своим качествам сближается с трикстером (см. ниже).

 Подвиг мастерства. Реализация чудесных умений в искусстве, строительстве и т. п. Подвиг социального устроения, законодательства и управления. Дж. Кэмпбелл называет это «наивысшим героизмом», требующим проникновения к первоединству. Подвиг защиты слабого, исцеления и т. п. Подвиг пророчества, свидетельства о высшей истине.

Подвиг самоотречения и самопожертвования. Дж. Кэмпбелл рассуждал об этом так: «Будучи по ту сторону жизни, эти герои оказываются по ту сторону мифа. Им уже незачем обращаться к мифу, так и мифу уже нечего сказать о них (...) В тот момент, когда душа уходит в сокрытое, остается одно безмолвие».

Человеческое начало в герое проявляется в том, что его самая главная драма –невечность. Он остается смертным. Бессмертие дано только богам. Герой неуязвим вследствие как своей мощи и силы, так и магических способностей или средств, которыми он пользуется. Однако это не означает, что существование его безоблачно. Жизнь героя коротка и мала для того, чтобы вполне осуществить назначенное и задуманное. Смертность обнажает человеческую природу героя. Здесь в мифе наиболее ярко формируется проблема смысла бытия в перспективе этой личной, персональной смерти – основная проблема человеческого существования. Смерть назначена судьбой. Это кризисная, трагическая точка существования героя. Он с нею ничего не может поделать, хотя нередко прикладывает большие усилия для того, чтобы уйти от судьбы и обрести бессмертие.

Главным путешествием героя нередко становится путешествие в царство мертвых или к предкам, где герой пытается узнать секрет вечной жизни. Там он встречается с первопредком или с божеством, с Отцом. Однако здесь герой – всегдашний победитель на арене этой жизни – терпит, по видимости, поражение, возвращаясь ни с чем. Ему остается утешаться величием своих свершений и уповать на потенциальное долголетие памяти о них. Знание о своей конечности заставляет героя форсировать героические усилия для приобретения прижизненной и посмертной славы. Иной акцент в этом сюжете состоит в том, что герой в результате встречи с Отцом видит его, постигает сущность бытия и примиряется с ним, подобно библейскому Иову. «Герой преступает npеделы жизни с ее своего рода слепым пятном и на мгновение поднимается до способное! смотреть на источник света» (Дж. Кэмпбелл).

Иногда боги забирают героя после смерти к себе, даруя ему тем самым бессмертц но такое случается нечасто.

Когда наградой, а когда и испытанием герою становится женщина, «...если герой выступает монархом мира, то она – этот мир, а если воин, то она – его слава. Она - образ его судьбы, которую он должен вызволить из заточения обстоятельств» (Дж. Кэпмбелл). Популярный сюжет мифов о героях – любовь богини к герою. Нередко такая любовь весьма обременительна. Подчас даже герой отказывается от неё чем навлекает на себя гнев богини или хотя бы ее нерасположение.

Еще один распространенный сюжет мифов о герое – его дерзкое богоборчеству Герой становится соперником божества. Он вступает в поединок, иногда даже побеждает бога, наносит ему рану или обманывает его. Но победа над богом влечет за собой кару. Деяние героя трактуется как преступление. Его снова и снова испытывают боги иногда наказывая его за проступок, мстя ему, если деяния героя в чем-то разошлись  волей божества или по другой причине. В виде наказания он подчас попадает в зависимость к недостойному, злому владыке. Существует и миф о посмертном наказании и преступление перед божеством, о вечности, которая дается в наказание и состоит из страданий.

Известен также сюжет о том, как герои встречаются в поединке или в многоперсонажной схватке на поле боя. Здесь они истребляют друг друга и тем самым кладут конец своему роду, своей героической породе. Так завершается эпоха героев. Иногда соперничество героев не разрешается в такой непримиримой вражде. Оно может neреходить в побратимство, в дружбу. Такая дружба (то сопровождающаяся испытаниями, а то обходящаяся без них) нередко объединяет героических побратимов или братьев-близнецов.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.