Человек как персонаж мифа

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Человек в мифе может являться как герой. Нередко герой воспринимается именно как человек, просто особого качества. Человек выступает также в качестве первопредка, родоначальника.

Обычный, заурядный человек как отдельная обособленная личность в мифе обычно не присутствует. Он существует здесь лишь в составе общности «люди», «народ».

Люди создаются высшими существами, богами. Человек – объект творения. Цель создания – служить высшим существам. Божество возлагает на людей задачу и контролирует ее исполнение, поощряя или наказывая людей в свой час. Человек, таким образом, выступает, как и герой, в качестве посредника между богами и миром. Нередко судьба людей подчинена предопределению, назначена богами. Иногда, однако, людям дается свобода в тех или иных пределах. В некоторых мифах природа человека крайне сложна и проблематична. Человек смертен, греховен, иногда преступен.

Особый персонаж – земная, смертная женщина. Она является объектом посягательств для богов и предметом любовного чувства для героя. Герой спасает женщину (девушку) от смертельной угрозы. Иногда герой пользуется ее помощью. В другом случае герой должен озаботиться возвращением похищенной жены – или сам возвращается к ней, преодолевая расстояния и преграды. Нередко женщина в мифе – источник несчастий и бед.

Особое положение у человека в библейском мифе. Здесь он находится в центре мироздания. Адам – наместник Бога на земле. Его судьба провиденциально связана с судьбами вселенной. Он ведет диалог с Богом. Огромное значение имеют также Авраам, Исаак, Исав, Иосиф, Моисей и другие персонажи Библии. В христианском мифе человек призван к богосыновству и к бессмертию. Положение человека акцентировано и выявлено также двойной, богочеловеческой природой Иисуса Христа. Христос – полностью Боги полностью человек.

Душа есть особая качественная субстанция, связанная с человеком или героем. Это своего рода дух человека или героя.

Душа – основа и причина существования человека. Она нередко дается ему свыше. Душа – зерно личности. Она детерминирует человека.

Душа конкретна, иногда неповторима.

Душа – жизненная сила. Подчас она идентична самой жизни. Ее уход равнозначен смерти. Сама же она часто бессмертна, сохраняет жизненную силу и после того, как человек уйдет из этого мира.

Душа может отделяться от тела на какое-то время (время сна) и путешествовать. Результат странствия души – вещие сны.

Душа связана с дыханием, дуновением. По-гречески душа, псюхе, – дыхание. Та же связь прослеживается в иврите и латыни. Отсюда и выражение «испустить дух».

После смерти человека душа, согласно некоторым мифам, может вселяться в иное живое существо – ворона, лебедя, жука, бабочки, мыши, жабы, пчелы, змеи, осы... С этим связаны разнообразные реинкарнационные представления.

Душа может и вернуться к человеку, когда тот воскреснет. Телесное воскресение обещают Ригведа, Ветхий Завет, Новый Завет.

Душа невидима, но может быть увидена (тень; отражение в зеркале; отражение в воде; портрет), неслышима, но может говорить. Она бесплотна и потому всепроникающа, но может и обладать некой тонкой эфирной материей, а потому – нуждаться в физических условиях существования (еде, тепле и пр.).  Душа пребывает везде, идентична телесности. Но иногда ее местопребывание в теле человека обозначено более локально: сердце, кровь или кости.

Душа способна чувствовать. Она создана любить или ненавидеть. Иногда она обладает сложным строением, включающим разум и похоть. У Платона душа трехмастна: рациональная – в голове, эмоционально-гневная – в груди, похотливая – в брюшной полости. В зависимости от доминирования в человеке той или иной душевной части должно складываться и деление общества на философов, воинов и ремесленников-земледельцев. По Платону, бессмертна лишь высшая часть души. Человек может быть обладателем нескольких душ, имеющих разные свойства (в мифах Египта душ было пять).

В душе выявляет себя небеспричинность человека. Он существует не сам собой, есть что-то, что держит его и хранит его в целости-сохранности. Душа связана с духом-хранителем человека.

Парадоксально формулирует представление о значений души Иисус Христос: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто погубит душу свою ради Меня, тот найдет ее» (Мф. 16.25).

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.