Культурология в системе современного знания


К концу XIX века понятие «культура» находилось в тесной связи с философией и преимущественно такими ее отраслями, как философия истории, этика, эстетика, теория права и т.п. Отсюда и культура воспринималась обыденным сознанием как чисто духовное явление. Однако в последней трети XIX века начали появляться и развиваться многочисленные новые, более экспериментальные, "полевые", тесно связаны с материальным жизнью общества науки, такие, как антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, демография, фрейдизм , семиотика, информатика и т.д. Они и начали с новых, разнообразных позиций исследовать феномен человека как творца культуры и вносить свой вклад в обогащение этого понятия.
Рассмотрим, каким образом названные науки способствовали развитию культурологии.
Антропология как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас объяснила многое в зарождении культуры, раскрыла ее биологические корни. Занимаясь источниками человечества и первобытным, представители антропологического направления в культуроведения (Э. Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрейзер и др.) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождество человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете. Это стало прочной теоретической основой для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идеи культуры.
Этнография, изучающая бытовые и культурные особенности племен, этнич ¬ ных групп и народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, сыграла решающую роль в доказательстве и осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Она учит с пониманием и уважением относиться к материальным и духовным достижениям человека как мыслящего и духовного существа, независимо от того, к какому этносу, большого или малого, она принадлежит.
Если антропология и этнография во многом «выходят» на культуру как «естественные» науки, опираясь на биологические признаки человека, то социология - наука об обществе как целостной системе - не связана с биологией. Она изучает такие составные части единого человечества, как государства, классы, слои, сословия и более мелкие общественные группы, но уже не по этническим критериям, а по их месту и роли в современном обществе. Социология помогает культуроведения понять всю гамму духовных и материальных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны такие культуроведческие понятия, как аристократическая культура, пролетарская культура, массовая культура и т.д.
Большую роль в культурологических исследованиях играют данные социальной психологии - науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические цвета, то и исследования культуры не могут обойтись без учета этого фактора. Невозможно, в частности, объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической сельской психологии, отличается особым отношением сельского жителя к земле и природе.
Особенно плодотворным для изучения национальных культур использования данных другой науки - этнической или национальной, психологии, иногда выступает как раздел общественной психологии. Постигая самобытность психического склада отдельных рас, племен и народов, этнопсихология поднимается до философских теорий Гегеля, Гумбольдта и их многочисленных последователей неповторимый «дух» той или иной нации, но уже на основе более конкретного исторического опыта. В России блестящие образцы культурно-психологических характеристик отдельных народов, прежде россиян, дал Н. Бердяев. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и ее частных проявлений, исходя из психических особенностей ее создателей. Например, глубинной сути негритянской музыки, аргентинского танго, португальского фаду, русской частушки просто нельзя понять без учета национального характера народа, который их создал.
Наука о населении и закономерности его развития в зависимости от общественных факторов - демография - также имеет прямое отношение к культуре. Ведь любая этническая группа или нация с генетическим фондом, подорванным в результате неправильной социальной организации и нерационального хозяйствования, обречена на упадок культуры. «Раскулачивание» и уничтожение крестьянства в результате коллективизации, следующих войн и ГУЛАГа самым пагубным образом сказались на демографической первооснове и национальной сущности нашей культуры. Гибель культур «малых» народов и целых древних цивилизаций (ацтеков, майя, инков и др.) - результат процессов, вызванных колонизацией, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.
Особое место в становлении современной культурологии занимает фрейдизм - психологическое учение, созданное выдающимся австрийским врачом-психиатром 3. Фрейдом и его последователями. В центре внимания фрейдистов и неофрейдистов - бессознательные душевные процессы и мотивации, составляющих, по их
мнению, основной механизм всякой прежде художественной, творчества. В качестве социальной и философско-антропологической доктрины фрейдизм широко используется для теоретического обоснования многих современных художественных школ в литературе и изобразительном искусстве, в частности сюрреализма.
Завершая краткую характеристику наук, так или иначе обогатили теорию культуры, следует специально остановиться на семиотике - дисциплине, которая исследует свойства знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков. Семиотический подход имеет распространение в лингвистике, литературоведении, в теории кино, театра, в других видах искусств, в общественных науках. С семиотикой тесно связаны информатика и кибернетика - новейшие отрасли знания о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, передачи, обработки и распространения информации, является одной из главных движущих сил современной цивилизации.

Таким образом, культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, потому что исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от одной просторовочасовыми, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками.
Кроме того, культурология исследует взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.
Культурология приобретает статус самостоятельной научной дисциплины по мере выдвижения на первый план проблемы человека во всех ее измерениях. Поэтому главный вектор движения культурологии - достижение культурного совершенства человека.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.