Альтернативные варианты структуры культуры


В современных культурологических исследованиях все чаще предпринимаются попытки создать структурные модели, лучше отражающие специфику культуры, дающие более полное представление как о самом понятии культуры, так и о человеке.

Человек – субъект культуры. Он создает ее и в то же время является ее созданием, продуктом. Такое понимание отношений человек – культура отражается в структурной модели, представляющей культуру как совокупность предметного и личностного компонентов. В культуре тогда выделяются внешняя (объектная, видимая) и внутренняя (субъективная) сторона. Мир объектов – технических или художественных, предметов быта или культа – все это видимая, внешняя сторона культуры. Мир объектов есть практическое, реальное воплощение человеческих идей – научных, художественных, религиозных, политических. Но откуда берутся эти идеи? Человек создает их не на пустом месте, они появляются, благодаря способности человека воспринимать и обрабатывать культурный опыт, зафиксированный в объектах. Даже способы мышления формируются в культурном опыте, создавая основание для научного или художественного творчества.

Ориентируясь на личность, мы можем также представить культуру как единство трех компонентов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развития личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, нравственную, правовую и другие сферы. Эти виды деятельности присущи всем культурам, но их формы и способы в разных культурных эпохах неодинаковы. Формы деятельности социально (внебиологически) наследуются и совершенствуются.

Результаты деятельности – мир объектов. Характер культурных объектов зависит от технологий, по которым они создаются. Во всех культурах существуют три типа объектов и, соответственно, три вида технологий, направленных на их создание. Это технологии, производящие и транслирующие символы (коммуникационные технологии), технологии производства физических объектов и технологии организации систем взаимодействия (социальные технологии). В древних цивилизациях различие технологий порождало специфические особенности культуры. Рассматривая памятники архитектуры, искусства древних, мы видим своеобразие античной и китайской культуры, культуры древней Индии и Вавилона. Современное развитие технологий, их распространение по всему цивилизованному миру – объединяющий фактор. Из современных объектов материальной культуры исчезают черты национальной принадлежности, поэтому столь большое внимание уделяется сохранению памятников старины, несущих своеобразие местной традиции.

В процессе изменение способов деятельности идет становление и развитие человеческой личности. Мы уже говорили о человеке как субъекте культурного развития. В данной модели так же подчеркивается единство человека и культуры, принципиальная неотделимость субъективного и объективного в культуре. Каждый человек – микромодель культуры, ее носитель. Даже на необитаемом острове группа людей попытается воспроизвести собственную культуру, будет действовать тем или иным способом в зависимости от того комплекса идей, ценностей, установок, которые усвоены ими в собственном обществе. Можно сравнивать памятники архитектуры разных эпох, но можно сравнивать и образы жизни людей, их внешний облик, нравы, язык – в обоих случаях мы будем иметь информацию о конкретной, неповторимой культуре.

Обращение к человеку послужило основой для создания еще одной интересной модели культуры. В ней выявляются не столько компоненты, сколько уровни культуры. Обычно, рассматривая культуру того или иного народа, исторической эпохи, мы принимаем во внимание только то, что является результатом творческой деятельности определенной группы людей – профессионалов, занимающихся искусством, политикой, философией, создающих те объекты культуры, по которым мы судим об эпохе или народе. Но это ведь только видимая часть. У культуры, помимо профессионального, специализированного уровня есть еще и другой – обыденный. Для исследования культуры этот уровень может представлять особый интерес, поскольку именно он характеризует культуру как процесс, способ существования людей.

Специализированный и обыденный уровни связаны между собой. В них можно выделить одни и те же элементы, означающие определенный вид деятельности людей. Так, на специализированном уровне выделяют экономическую, правовую, научно-техническую, художественную, философскую, религиозную культуры. Каждому элементу специализированного уровня соответствует элемент обыденного уровня. Так, экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; философии – обыденное мировоззрение; религии – верования и обряды. Связь между уровнями осуществляется через сферу образования, средства массовой информации, учреждения культуры. Происходит взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни.

Говоря о структуре культуры, необходимо отметить, что во всех ее элементах есть доминирующие черты, в совокупности составляющие так называемое ядро культуры. Это стабильная целостность ведущих ценностных ориентаций, основополагающий принцип культуры, который выражается в науке, философии, искусстве, этике, праве, основных формах экономической и социальной организации, образе жизни. Помимо ядра в структуре можно выделить периферию, менее стабильную сторону культуры, характеризующуюся изменчивостью, склонностью к инновациям. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают этические нормы, экономические условия, эстетические идеалы и критерий удобства. Например, современную американскую и европейскую культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план социальной жизни выдвинуты именно эти основания – обеспечение комфорта, максимального удобства, обеспеченности – настолько, что для большого числа людей это становится основной жизненной ценностью.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.