Культура как определяющий фактор мировоззрения человека


Культура, по одному из ее определений, есть специфика человеческой деятельности. Человек, в отличие от всех других живых существ на Земле, обладает уникальной способностью создавать культуру. Эта способность связана с природными особенностями человека, наличием понятийного мышления, рефлексии. Каждое животное имеет собственную видовую программу – набор реакций на различные стимулы окружающей среды, специфичной для каждого вида животного. Человек не имеет такой программы, то есть выживание для него природой не гарантировано. Для древних, первобытных людей выживание становится практической задачей, а это значит, что и среда обитания, и сам человек становятся для человека предметом постоянного наблюдения, осознания, анализа – то есть рефлексии. Выделение из внешнего мира элементов, необходимых в практической деятельности, закрепление их в понятиях – словах – приводит к тому, что поведение человека делается осмысленным и понимаемым и для самого действующего человека и для человека-наблюдателя.

Именно такое осмысленное поведение явилось источником культуры – «второй природы», особенной среды обитания человека. Постепенно значение культуры как видовой среды усиливается. Человек все более познает мир, то есть все больше элементов внешней среды, необходимых для деятельности человека, становится закрепленным в культурных объектах – понятиях, орудиях труда, предметах быта, магии и ритуала, произведениях искусства, законах и других элементах культуры. Теперь человек, появляясь на свет, оказывается уже не столько в природном, сколько в культурном пространстве, где любому явлению даны имена, приданы значения и смысл, задающие человеку ориентиры познания и деятельности.

Таким образом, человек как субъект культуры предстает одновременно в двух взаимосвязанных проявлениях. С одной стороны, человек – творец культуры, активный деятель, создающий и использующий культурные объекты. С другой стороны, сознание человека, его мировоззрение – знания, убеждения, предпосылки деятельности – определяются той культурной средой, в которой человек появляется на свет. Субъективное значение культуры в том, что она является определяющим фактором формирования человеческого сознания. Это значение проявляется в следующем. Во-первых, культура определяет тот мир, в котором человек рождается, то есть что именно человек видит перед собой, что является объектом его осознания. Во-вторых, культура определяет, каким образом человек осознает поступающую к нему информацию. В-третьих, культура задает направления и способы деятельности, то есть определяет, какие действия и каким способом осуществляет человек. В-четвертых, человек осознает сам себя в культуре, в социуме, то есть культура также определяет каков сам действующий субъект и каковы его мотивы.

С исторической точки зрения, культура каждого народа и эпохи своеобразна, то есть картина мира, с одной стороны, задана человеку исторически сложившимся определенным образом. Но, с другой стороны, культура в едином, общечеловеческом значении также исторична. В сознании человека отражаются не только реалии современной ему культуры, но и тот исторически сложившийся опыт, который зафиксирован в объектах культуры разных эпох. Так, в сознании современного человека сложнейшим образом сплетены элементы мифологической, религиозной, научной, художественной картин мира. Во всех объектах культуры, которые нас окружают, в словах, ритуалах содержится культурно-историческое значение, уходящее корнями в далекие времена. Поэтому для того, чтобы лучше понять отношения  человек – культура, необходимо проследить, каким образом формировалось сознание человека в истории культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.