Мифологическая модель мира. Природа мифологического сознания


Первичной формой человеческого сообщества является род, племя. Это сообщество, основанное на кровнородственных связях, поэтому во главе рода сначала стояла женщина (матриархат), олицетворяющая ближайший принцип родства. Когда возникает необходимость в какой-то мере отделять организационные функции от чисто родственных отношений, во главу рода становится мужчина (патриархат). Вся жизнь рода – экономическая, военная, политическая – определяется самой общиной. Внутри нее формируется особая форма первоначального освоения мира – родовое сознание. Весь опыт взаимодействия человека с окружающим миром, другими людьми обрабатывается и фиксируется во внутриродовых отношениях, они становятся основой миропонимания для древних людей.

Близость и понятность внутриродовых отношений, видимо, являлись причиной того, что люди обращают эти отношения на весь внешний природный мир. Это попытка объяснения явлений мира через включение его в родовое сознание, попытка понять, что происходит вокруг, таким образом, будто понятие общины распространяется на окружающие вещи. Звери, птицы, солнце, луна, горы, реки и деревья тоже живут по каким-то законам, связаны между собой и связаны с людьми. То, что наблюдают и переживают люди внутри человеческой общины – отношения между детьми и взрослыми, братьями и сестрами, дедами и внуками, предками и потомками – все может быть применено к миру, органическим элементом которого является человек.

Так происходит всеобщее одушевление природы – основа и признак мифологического сознания. Человек смог выжить только потому, что сумел относиться к миру не как к чему-то внешнему, «чужому», а как к «своему», родовому. Чувство породненности с природой становится принципом и способом выживания и мышления.

Опыт описания и объяснения явлений природы через имеющийся запас описаний явлений «ближнего мира», мира повседневной жизни формирует особый мифологический язык – язык метафоры, уподобления одного другому. Гора раскалывается, как огромный орех, и из нее вырастает огненный цветок, небо может хмуриться и плакать, деревья и вода – говорить, выражать нечто своим языком, жаловаться или веселиться. Принцип мифологического мышления сохранился в сказках: там все природное говорит и действует по-человечески, испытывает те же чувства, что и человек, поэтому можно все понять, соразмерить. Понимание через уподобление означает не только избавление от ужаса перед силами природы, оно дает возможность действовать сообразно «просьбам», «требованиям», «желаниям» природных вещей.

В современном языке такие отношения называют мистическими, понимая под этим нечто сверхъестественное, противоположное научному мышлению. Так, с нашей точки зрения любое явление имеет природную и смысловую характеристики. Природная характеристика явления – например, грозы – то, что изучается наукой, объясняется по законам физики, может быть измерено. Смысловая характеристика выражает значение явления для человека: молния может «попасть» в дерево или дом, дождь – залить дороги или наоборот, прекратить затянувшуюся засуху. В мифологическом сознании эти характеристики нераздельны, то есть существует только одна – смысловая. Более того, интенсивность грозы есть форма «высказывания» неба, адресованного человеку – благожелательного или отрицательного, - есть форма выражения отношения природы к человеку.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.