Значение искусства в формировании культурной картины мира


Теории происхождения искусства.

Искусство, наряду с мифологией, религией и наукой, является формой культуры, одной из древнейших форм. Происхождение и существование искусства, его роль в жизни человека являются до сих пор загадкой и предметом обсуждения. Действительно, известно, что невозможно представить человеческое существование вне искусства, и в то же время, в отличие от других форм культуры, искусство не удовлетворяет ни единой практической потребности человека и не является необходимым атрибутом религии. Поэтому вопрос о том, как произошло искусство, тесно связан с вопросом о его функции: если мы поймем, зачем искусство нужно человечеству, мы поймем, каким образом оно появилось в человеческой деятельности. Ответы на этот вопрос порождают различные теории происхождения искусства. Рассмотрим наиболее распространенные теории.

Известно, что первобытное искусство было синкретичным, то есть единым, неразделенном по видам: изображение, музыка, жест, ритм, слово – все входило в единые ритуальные действия, носило магический характер. Одной из наиболее популярных и является магическая теория происхождения искусства. Согласно ей, все ранние наскальные изображения, статуэтки, гравировки на орудиях труда, украшения следует понимать как предметы культа, имеющие магическое значение, выступающие в качестве посредников в мистических отношениях человека и природы.

Другая концепция, связанная с происхождением искусства, носит название имитативной теории. Человеку присущ инстинкт подражания, он перенимает в своей деятельности формы поведения животных – например, украшение себя с целью привлечения полового партнера; также человек подражает природным формам. Древние греки считали, что красота есть свойство космоса, она объективно присуща миру. Поэтому человек учится красоте у природы, копируя ее. Так, от паука человек берет искусство ткачества, у ласточки учится строить дома, у соловья учится пению. Инстинкт подражания человека сочетается с импульсом сравнения созданных им образом с реально существующими объектами. Поэтому подражание у человека является не только копированием, но движением к совершенству, поиском прекрасной, гармоничной формы. Такое стремление составляет смысл человеческой деятельности, смысл культуры. Ведь культура и есть искусственно созданное человеком пространство.

Существует теория, связывающая генезис изображений детей с развитием изобразительного искусства древних людей: в обоих случаях предпосылкой появления изображений становится передача информации. Такая теория носит название коммуникативной, искусство в целом рассматривается как способ общения людей, в том числе и общения с магическими целями. Действительно, во многих культурах письменность развивалась от изображений, «рисунчатого», пиктографического письма. Также можно объяснить появление музыки и танца, как особого языка обращения к силам природы, заимствованного у самой природы.

Искусство рассматривают и как результат трудового процесса. Развития руки. Такая трудовая теория развивалась в марксизме, в частности, Ф.Энгельс и Г.В.Плеханов утверждали, что утилитарное начало предшествовало эстетическому в процессе формирования эстетического сознания: сначала человек добивался максимально удобной формы орудия труда, а после учился любоваться ею, подчеркивая этот процесс украшением. Аналогично сначала человек добивается господства над природой, осваивая ее объекты в своей деятельности, а потом эстетизирует ее.

Наиболее интересной и обоснованной выглядит теория происхождения искусства, связанная с игровой концепцией происхождения культуры в целом. Один из наиболее выдающихся сторонников этой теории – голландский культуролог Й.Хёйзинга.  Игра, как считает Хёйзинга, предшествует культуре, все ее основные черты присутствуют в поведении животных, то есть возникли задолго до появления человеческого сообщества. Искусство, как и игра, есть спонтанная, незаинтересованная, бескорыстная деятельность, которая приятна сама по себе и не зависит от какой-либо утилитарной цели. Формирующее культуру свойство игры состоит в том, что для любого творческого преобразовательного действия человек должен сначала представить его в воображении, как бы «проиграть» это действие, что есть также основной акт искусства. Игра – это чистое творчество, предшествующее практической деятельности.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.