Понятие социокультурной динамики

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Понятие «динамика» связано с понятием движения. Движение – это изменение, например,  положения тела в пространстве, но движением называют также изменение состояния какого-нибудь объекта с течением времени. Причиной изменений считают действие на объект (систему) каких-либо сил; внешних по отношению к объекту или внутренних, присущих ему самому. Таким образом, динамика культуры – это процесс изменения культуры под действием внешних и внутренних сил.

Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Оно имеет и временной, и качественный характер: культурные явления разворачиваются во времени и в пространстве. Например, люди создают все новые объекты материальной и духовной культуры, заселяют и «обживают» новые территории, то есть культура разворачивается в пространственном, количественном отношении, изменяется культурное пространство. В то же время новое культурное пространство предполагает изменение связей между элементами культуры, внутренние изменения носят временной характер, они свидетельствуют о качественном изменении культуры как системы.

Если рассматривать культуру человечества как единое целое, то под внешним воздействием мы будем понимать природные – климатические, географические, космические факторы.  Тогда все собственно культурные изменения обусловливаются внутренними силами, которые несет в себе сама культура. Если же рассматривать отдельно культуру каждого исторического сообщества – конкретного народа в конкретном историческом времени, - то под внешними силами мы будем понимать воздействие культур других сообществ в результате, например, торгового обмена, войн или миграций. Проблема динамики культуры непосредственно включает в себя вопросы причин и характера культурных изменений.

В философии, социологии, культурологи существует много различных взглядов на процессы культурных изменений. Ученые аргументируют свою позицию, свой взгляд, подтверждают его теоретическим доказательством и конкретными историческими фактами. Научный подход к исследованию динамики культуры выражается в создании теорий, концепций или моделей – логических схем, объясняющих процессы культурных изменений, а иногда и предсказывающих будущие изменения. Здесь нет и не может быть единой «правильной» модели, культура слишком сложная система, чтобы существовал только один подход к ее исследованию.

Модели развития культуры.

Кажется очевидным, что изменения в культуре происходят. Однако сами по себе изменения не означают развития. Развитие – это направленные изменения, предполагающие некоторую внутреннюю логику, причинно-следственную зависимость. Если предположить, что все изменения в культуре случайны, хаотичны, то речь не может идти о развитии. Научный подход базируется на позиции детерминизма, то есть изначально предполагается, что все события имеют причину, являются следствием каких-то других событий. Поэтому научные представления о динамике культуры и являются теориями ее развития, направленного движения.

Направление движения, или характер развития, может представляться по-разному. Одни ученые видят развитие культуры в одном направлении, обращают особое внимание на те аспекты, которые свидетельствуют о постоянной тенденции изменений. Такими аспектами могут выступать, например, материальное производство – техника постоянно совершенствуется, появляется все больше разнообразных материальных объектов – или экономика, право – такие системы также становятся все более сложными, универсальными. Тенденции к совершенствованию в названных областях является постоянной, поэтому культура в целом развивается в одном определенном направлении. Модели такого типа называются линейными.

Линейное движение может быть направлено от худшего состояния к лучшему или наоборот. Понятия «лучше» и «хуже» - это оценки, которые во многом зависят от того, в какой конкретной эпохе они сделаны. Тем не менее, принято считать, что направленные изменения в сторону совершенствования (объектов, технологий, отношений) являются прогрессивными или эволюционными, а изменения, влекущие за собой потерю каких-то качеств (например, упадок производства вследствие войны или инфляции) – регрессивными. Очевидно, что на пути исторического развития прогресс чередуется с регрессом. Однако эволюционные теории развития культуры предполагают в целом (для всего человечества) прогрессивное направление культурного развития.

Если акцентировать внимание на отдельных культурах исторических сообществ, то картина развития может быть представлена по-другому. В каждой культуре можно обнаружить общие для всех закономерности развития от рождения культуры до ее упадка, гибели. Тогда получается, что одни и те же этапы развития проходит каждая культура, то есть логика развития все время повторяется, а единого направленного движения просто не существует. Такая модель культурного развития называется циклической.

Линейная и циклическая модели долгое время являлись единственными в культурологи. Современная наука предлагает и другие, более сложные теории, в основе которых лежит отказ от представления о «прямой» детерминированности культурных явлений, признание хаотического характера многих изменений и выяснение причин случайностей. Кроме того, важное  значение для теории имеет исходная философская – материалистическая или идеалистическая (атеистическая или религиозная) - позиция автора.

Исследуя причины культурного развития, некоторые ученые в качестве внешней причины полагают Божественное участие, волю Бога, а внутренними причинами называют развитие человеческого сознания и души.

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.